Рефераты. "Синдром высшего образования" в России

. Для школьников самым популярным вариантом ответа оказался вариант "а" (мне нужен диплом, неважно какой) - 24%. Мнение, что высшее образование позволит сделать карьеру и, что оно придаст уверенность в себе занимает второе место - 7,6%. Следующим, но не менее значимым для учащихся является желание зарабатывать хорошие деньги - 6,2%. Только 4,2% хотят самореализоваться. Вариант ответа "б" (чтобы получить отсрочку от армии) отметил всего 1% всех респондентов - школьников. Остальные мотивации (для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет; вариант другое) учащиеся посчитали ненужным указывать - 0%.

Также я решила подробнее исследовать Анкету №2, проанализировав один из предложенных мной вариантов ответа на второй вопрос, а именно - мне нужен диплом, неважно какой. Респондентами были школьники профильного и общеобразовательного классов. В первом случае так ответило 35% мальчиков и 33,7% девочек. Следовательно, девочки больше ориентированы на жизненные цели. В общеобразовательном классе ситуация сложилась противоположная - 65% - мальчиков, 63,3% - девочек. Наверное, это из-за того, что женский пол сильнее рассчитывает на помощь родителей или удачный брак.

Проанализировав данный опрос, я пришла к выводу:

1. Старший контингент (родители и студенты) опрошенных подходят более осознанно к выбору жизненных ценностей.

2. У категории родителей желание самореализоваться и с помощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает (наверное, этого в жизни они уже добились), тогда, как у молодого поколения оно только набирает свои обороты.

3. Очевидно, что стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий поведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи. Родители, не имеющие высшего образования, желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им более высоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не мыслят, чтобы образовательный статус ребёнка был ниже, чем у его родителей.

4. Мотивации школьников зависят, но не сильно от профиля из обучения.

Кроме того, с помощью ниже предложенной анкеты я попыталась выявить и сравнить представления учащихся выпускных 11-х классов МОУ СОШ №93 (50 школьников - 100%) и студентов 2-го курса финансово-юридического института (30 студентов - 100%) о своей будущей работе (анкета №2).

Результаты опроса представлены в диаграмме приложения (рис). На вопрос, какой респонденты - школьники представляют свою будущую работу, самым престижным является ответ, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,8%. Потом идёт мнение, что она будет обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом - 51,9%.36,9% видят свою работу престижной, признанной и востребованной обществом. Следующей, но не менее важной характеристикой идёт то, что профессия будет соответствовать способностям и наклонностям - 36,6%. Также учащиеся хотят видеть свою работу такой, какая сможет предоставлять возможность регулярно выезжать по делам службы за границу - 19,3%. Некоторые отметили желание, чтобы их будущий род занятий мог представлять самостоятельность и независимость - 14,6%. И совсем немногие отметили вариант другое (характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; не требовать особого физического труда; если будет возможность, предпочел бы вообще не работать; не требовать полной отдачи сил и времени) - 4,6%.

Студенты же на первое место, как и школьники, поставили то, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,3%. Потом идёт желание иметь работу, которая могла бы обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом - 51,6%. Почти столько же выбрали вариант ответа "б" (соответствовать моим способностям и наклонностям) - 51%.37,5% стремятся получить работу, которая представляла самостоятельность и независимость. Лишь 15,8% хотят иметь нужную обществу профессию. Для 10,7% всех респондентов важна возможность выезжать за границу по делам службы. В отличие от учащихся, на вариант другое студенты дали большее количество ответов (работа должна быть: творческой, интересной, требующей умственного напряжения, инициативы; характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; предоставлять возможность многочисленных контактов с людьми; предполагать благоприятные взаимоотношения с клиентами; обеспечивать возможность повышения профессионального мастерства и развития способностей; не требовать особого физического труда; предполагать требовательный и справедливый стиль управления) - 10,3%.

Вывод:

1. Во многом у студентов и учащихся мнение о своей будущей работе совпадает. Доминирующее желание жить благополучно, более разнообразно, но при этом не затрачивая много сил и времени.

2. Однако, есть и небольшие расхождения, так как студенты более реалистично и осознанно подходят к выбору будущей профессии, для них желание самореализации более значимо

2.2 Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью

Мне кажется, что тяга к знаниям, к повышению своего образовательного уровня - это всегда хорошо, но не породила ли массовость высшего образования некоторые проблемы? Их я попыталась выявить с помощью социологического опроса. В качестве респондентов мною было взято 68 человек: это студенты Финансово - юридического института 4-го курса - 30чел. (100%); преподаватели различных ВУЗов - 8 чел. (100%); родители учащихся - 20 чел. (100%); школьные учителя - 10 чел. (100%). Я предложила им анкету3 (приложение стр.)

1. Недостаточное качество преподавания отметили 63,3% опрошенных студентов. Высокую стоимость образования отметили 97,3% всех респондентов. 42,1% студентов отметили существование большого количества малочасовых курсов. Однако особый интерес представляет вариант другое: 59,9% отметили существование формализации отношений между студентами и преподавателями, совмещающими преподавание в нескольких ВУЗах; невозможность встречаться с преподавателями в ВУЗе после занятий для получения консультации или отработки задолженности, некорректное, непартнёрское отношение некоторых преподавателей к студентам, а также недостаточность материальной базы ВУЗа.

2. Среди родителей недостаточное качество высшего образования видят 22% опрошенных. Высокая стоимость получения высшего образования пугает 97,5%. Существование "калейдоскопа" предметов кажется проблемой -35%. Вариант другое отметило 63% (формализация отношений между студентами и преподавателями, недостаточная оплата преподавателей и как следствие - совмещение преподавания сразу в нескольких ВУЗах, занятия в две смены; родителей также волнуют возможные трудности с трудоустройством после окончания учёбы).

3. Школьные учителя снижение качества высшего образования поставили на первое место -82%. Потом идёт вариант другое (формализация отношений между студентами и преподавателями, которые совмещают преподавание в нескольких ВУЗах - 65,9%. Высокую платность высшего образования отметило 64,7%. Существование большого количества предметов, несоответствующих данной профессии они отметили - 32%).

4. Преподаватели ВУЗов на первое место поставили снижение качества подготовки абитуриентов- 100% опрошенных. Однако 97,3%. признали отсутствие достаточного времени для работы со студентами. Вариант "в" (существование большого количества малочасовых курсов) преподаватели ВУЗов поставили на последнее место - 0%. Высокую стоимость получения высшего образования отметило 32,5%.

Выводы:

1. Проблемы, вызванные "массовостью" высшего образования существуют.

2. Все категории опрашиваемых выделили следующие его проблемы: снижение качества, платность и высокая стоимость, ежегодное снижение количества бюджетных мест в ВУЗах, формализация отношений между студентами и преподавателями, вызванная большими возможностями совмещения преподавания, дефицит внимания к студентам, недостаток учебной литературы и учебных аудиторий для занятий в одну смену.

Для определения того, насколько результаты моего микроисследования по выявлению проблем высшего образования и последствий "образовательного бума" соотносятся с выводами серьезных учёных, работающих в этой области. Я обратилась к исследованиям учёных: Е.Г. Зборовского "Образование: от XX к XXI в. ", Попова А. Д "Демографическая база профессионального образования: современное состояние", М.В. Арапова "Бум высшего образования": масштабы, причины и следствия; к материалам ежегодного форума Европейской ассоциации высшего образования и др. Я увидела много совпадающих позиций по проблемам высшего образования. Одна из главных проблем, обсуждаемых в научной среде - соответствие качества образования, предъявляемым требованиям.

3. Проблемы высшего образования

3.1 Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью

3.1.1 Проблемы качества высшего образования

1
. Так как качество образования в значительной мере определяется уровнем подготовки абитуриентов, учёные отмечают, что увеличение количества платных студентов (53%) снижает общий уровень знаний первокурсников.

2. Проблема, связанная с возросшим уровнем культурно-образовательных потребностей.

Высшая школа ожидает (а иногда и прямо требует), что дома у студента имеется компьютер. Сейчас компьютер в доме есть по оценкам торговли - у 70% студентов.

Но приобретение программного обеспечения за его настоящую стоимость, в несколько раз превышающую стоимость самого компьютера, для студентов совершенно нереально. М.В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. №6. с.38-39.

3. Отмечается также, что качество подготовки студентов зависит от материальной базы ВУЗов, состоянием библиотек, которые не переоснащались на протяжении десятилетий и пришли в ветхое состояние, но положение начинает несколько меняться: в 2005 году доля совокупных расходов на образование составила 5,4% от ВВП.

4. Проблемой является и то, что большинство коммерческих ВУЗов (их более 400) располагают слабой учебной базой, ибо ставят на первый план цель коммерческой прибыли.

5. Г.Е. Зборовский отмечает такую проблему, как колоссальные потери среди профессорско-преподавательского корпуса из-за низкой оплаты труда ("молодое поколение преподавателей почти в полном составе покинуло ВУЗы" и перегружено совместительством). Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.269.

3.1.2 Проблема взаимоотношений между студентами и преподавателями

Эта проблема
видится учёными одной из "сквозных" проблем высшего образования. По исследованиям Г. Зборовского, преподаватели (123 преподавателя, работавших на 25 кафедрах вуза УГППУ), проблем взаимоотношения не видят, считают их партнёрскими, а студенты (700 студентов четырех факультетов университета, обучающихся по 15 специальностям УГППУ) не удовлетворены стилем коммуникации: грубостью, некорректным поведением части преподавателей, унижением личного достоинства студентов. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2000, с.274-275.

Приведённые данные свидетельствуют в том, что проблемы взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса в вузе реально существуют и накладывают свою печать на многие стороны его функционирования.

3.1.3 Платность получения высшего образования тоже рассматривается как серьёзная проблема

Платность получения высшего образования тоже рассматривается как серьёзная проблема
. На протяжении последних лет оно становится всё более платным. Доля государственных расходов на высшее образование оставалась в течение последнего десятилетия практически неизменной, колеблясь в пределах 11-13% консолидированного бюджета, или от 3,06 до 4,81% ВВП. Впрочем, фактически расходы снижались из-за сокращения объема самого ВВП (в 2002 г. он составлял 78% от уровня 1992 г), тогда как рост числа студентов продолжался. Причем на эти темпы (от 5 до 17% в год) не повлиял даже кризис 1998 года. Наоборот, максимум роста (17%) пришелся как раз на 1999 г. Контрольные цифры приема за счет федерального бюджета при этом колеблются незначительно (по всем формам обучения: 1995 г. - 531,9 тыс., 1997 г. - 565,3 тыс., 1999 г. - 564,3 тыс., 2000 г. - 586,8 тыс. человек; по очной форме обучения: 1995 г. - 355,9 тыс., 1997 г. - 378,1 тыс., 1999 г. - 379,3 тыс., 2000 г. - 396,0 тыс. человек).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.