Рефераты. Система оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования

table>

Год

Количество вузов, подавших заявки

Количество вузов, представивших отчеты на обследование

Процентное соотношение

2004

55

33

60,0%

2005

100

49

50,0%

2006

129

63

50,0%

Из участников конкурса:

10 вузов конкурса сертифицировали систему менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО;

15 вузов-участников конкурса являются экспертами Премии Правительства Российской Федерации в области качества и занесены в реестр Ростехрегулирования;

4 вуза приняли участие в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза» дает возможность вузам оценить уровень совершенства основных процессов их деятельности, влияющих на качество подготовки специалистов за счет применения методики, позволяющей проверить наличие и эффективность работы механизмов внутривузовской системы управления качеством перед проведением государственной аккредитации вузов. Модель используется в практике самообследования с 2004 года и ей воспользовались более 200 вузов. В связи с внедрением систем качества образовательных учреждений данная модель может быть предложена для вузов как предварительный этап их создания.

Продолжается отработка Интернет-экзамена в сфере профессионального образования как модели организации контроля качества образования.

Интернет-экзамен представляет собой процедуру оценки выполнения требований государственных образовательных стандартов профессионального образования по единым измерительным материалам с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Механизм проведения Интернет-экзамена обеспечивает оперативный и объективный контроль качества подготовки студентов.

Использование единого банка заданий и единой методики обработки результатов позволяет реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь академический потенциал вузов к разработке, корректировке и широкому обсуждению содержания контрольных материалов.

Неоднократное участие вуза в Интернет-экзамене позволяет использовать его результаты в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения, а также в системе внутривузовского управления качеством образования.

Особый интерес Интернет-экзамен может представлять при внедрении принципов Болонского процесса, так как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов, и не столько для органов управления образованием, сколько для широкой академической общественности, родителей и работодателей. Интернет-экзамен при соблюдении определенных условий способен реализовать эту задачу.

Интернет-экзамен проводится каждые полгода, начиная с мая 2005 года. На первом этапе в Интернет-экзамене приняли участие 58 вузов и филиалов из 31 региона России, в декабре 2005 года - 179 вузов и филиалов из 51 региона, в мае 2006 года - 458 вузов и филиалов из 77 регионов, в декабре 2006 года - 916 вузов и филиалов из 79 регионов и 6 государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). В мае-июне 2007 года участниками Интернет-экзамена явялются 895 вузов и филиалов из 82 регионов и 5 стран СНГ. Количество дисциплин, по которым проводилось тестирование, увеличилось от 4 в мае 2005 года до 57 в мае 2007 года, а число результатов возросло с 15,5 тысяч до 672 тысяч (в декабре 2006 г). Важно отметить, что до 40% результатов получены в режиме on-line, что является косвенным подтверждением активного внедрения вузами современных информационных технологий.

При формировании модели региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) в первую очередь необходимо определить ёё целепологание, задачи, субъекты, объекты, а также основные группы потребителей её результатов.

Следующим шагом на пути к институализации РСОКО должно быть разработано и утверждено Положение о РСОКО с перечнем приоритетных региональных показателей качества образования, а также основных направлений и этапов оценки качества образования.

В процессе развития модели РСОКО должны быть оформлены следующие подсистемы.

Правовая подсистема обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех субъектов и объектов системы, определяет их статус, права, обязанности и ответственность;

Информационная подсистема консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки результатов оценок качества образования. Основная задача данной подсистемы - получение объективной информации о качестве образования.

Экспертная подсистема обеспечивает подготовку специалистов в области оценки и управления качеством образования.

Необходимо учесть, что основной принцип развития РСОКО - это сочетание внутренних и внешних оценок качества образования.

Система оценки качества образования должна строиться с учетом следующих основных составляющих образовательного процесса:

обучающиеся (учащиеся, студенты);

обучающие (учителя, преподаватели);

содержание образования (учебная и методическая литература);

ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, информационное, финансовое).

В целях эффективного развития РСОКО необходимо:

разработка и сертификация оценочных материалов на единой концептуально-методологической базе;

разработка и внедрение мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностого подхода на всех ступенях регионального образования, а также регулярных исследований, касающихся всех сторон жизни образовательного учреждения - качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, удовлетворённости обучающихся и обучающих образовательным процессом и т.д.;

привлечение потребителей образовательных услуг (например, объединения работодателей) к организации и проведению оценочных процедур;

разработка технологии и инструментария, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебную активность обучающихся (портфолио).

Основными эффектами РСОКО должны стать:

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;

создание инструмента общественного участия в управлении социально-образовательной средой;

принятие обоснованных управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях, а также уровне образовательного учреждения.

Лейбович А.Н., д. п. н.,

проф., первый заместитель директора

Федерального института развития образования.

Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой

В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в каждом конкретном случае такое понимание имеет место. Идентифицировать различные представления о качестве образования не так сложно. Для этого существуют различные социологические инструменты. Гораздо более острая проблема состоит в том, что в большинстве своем заинтересованные общественные группы не имеют механизмов, позволяющих, во-первых, донести свое понимание качества образования до самой системы образования и, во-вторых, воспринимать, интерпретировать и рефлексировать те сигналы о качестве образования, которые данная общественная группа получает в соответствии со своими потребностями и интересами.

Насколько современная российская система образования прозрачна и ответственна перед обществом? Имеется в виду прозрачность и ответственность по отношению к внешней для системы образования общественной структуре. Формы и механизмы внутренней отчетности и ответственности системы образования хорошо известны и являются элементом самой системы. Эти механизмы управляют функционированием системы образования согласно внутренним представлениям о его целях, способах их достижения, оценки результатов и ответственности. Насколько адекватно они отражают представления потребителей об эффективности системы образования - вот вопрос, который необходимо рассмотреть в контексте решения задачи повышения качества образования.

Начиная с 80-х гг. ХХ в. многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия, а в последнее десятилетие и Россия) предпринимают серьезные попытки приблизить результаты функционирования образовательных систем к общественным потребностям (к потребностям инвесторов, прежде всего - налогоплательщиков). И основным вектором этих усилий выступает попытка создания системы управления качеством образования, основанной на результатах. Движущим противоречием сложившейся ситуации явилось, с одной стороны, понимание того, что система образования во многом «обветшала» и требует серьезных реформ и инвестиций, а с другой стороны, явное нежелание общества, налогоплательщиков (семья, бизнес) платить больше за образование с непрозрачными и неадекватными их потребностям результатами.

Выход из указанного противоречия один - создать систему, позволяющую потребителям получать более ясные сигналы о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве этих результатов. И далее - на этой основе развивать формы общественного влияния на поведение образовательной системы. Иными словами, выражаясь современным образовательным языком, - создать общероссийскую систему оценки качества образования (ОСОКО) как систему внешней оценки результатов образования в интересах общества, то есть основных общественных групп.

При всей своей кажущейся простоте создание ОСОКО - задача чрезвычайно сложная как по содержательным, так и по социально-психологическим основаниям.

Вопрос о необходимости внешней оценки результатов и ответственности за результаты не перед начальством, а перед потребителями, то есть перед обществом, серьезно озадачил работников системы образования и вызвал внутреннее неприятие.

Одна из причин такого отношения к внешней оценке состоит в том, что многие годы содержание образования и требования к результатам определялись самим профессионально-педагогическим сообществом. Внешние политические силы мало вмешивались в этот процесс. Когда со временем стало ясно, что учат не всегда тому, что необходимо в современном мире, когда общество попыталось оказать какое-то влияние на содержание образования, оно встретило серьезный отпор и непонимание со стороны педагогов-профессионалов. Второй аспект противоречия определяется глубоким недоверием традиционной образовательной среды к попытке оценить результаты образования, полагая, что это сделать невозможно из-за многоплановости и неопределенности, интуитивного характера образовательных результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.