Рефераты. Система оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования

месте с тем, создание такой общегосударственной системы подразумевает не только государственный, но и общественный контроль в этой сфере, а также формирование сегмента общественных отношений, связанного с предоставлением различных сервисных услуг как государственными, так и негосударственными организациями в сфере оценки деятельности образовательных учреждений и качества образования. Создание правовых основ осуществления и развития таких сервисов, а также определение роли и форм взаимоотношений органов государственной власти, участников образовательной деятельности, субъектов оказания таких услуг, их законодательное оформление является перспективной приоритетной задачей государственной образовательной политики.

Храмцов А.В.,

заместитель руководителя

Департамента образования науки,

культуры и спорта администрации

Красноярского края

Комплекс мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Красноярском крае

Анализ ситуации.

Разделение полномочий по государственному управлению в сфере образования.

С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края» утверждена структура исполнительных органов государственной власти Красноярского края, в том числе и в сфере образования. Разделены полномочия по нормативному правовому регулированию и разработке политики в сфере образования, оказанию государственных услуг, надзору и контролю в области образования. В этой структуре имеется департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края и подведомственные ему: служба по контролю в области образования администрации Красноярского края, агентство образования администрации Красноярского края, агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края.

Департамент образования, науки культуры и спорта администрации Красноярского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов края, правовых актов Губернатора края и Совета администрации края, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Советом администрации края самостоятельно осуществляет нормативное правовое регулирование в области образования, науки, культуры и спорта Красноярского края.

Служба по контролю в области образования администрации Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти края, который осуществляет надзор и контроль в области образования и издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов края, правовых актов Губернатора края и Совета администрации края, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Советом администрации края о передаче осуществления части полномочий, нормативных правовых актов Департамента.

Агентство образования администрации Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти края, который в области образования оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом и издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов края, правовых актов Губернатора края и Совета администрации края, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Советом администрации края о передаче осуществления части полномочий, нормативных правовых актов Департамента.

Распределение функций по контролю в области образования

Функциями Департамента являются:

разработка политики в области образования, науки, культуры и спорта Красноярского края;

координация и контроль за деятельностью служб и агентств, находящихся в его ведении.

Функциями Службы являются:

надзор и контроль в сфере образования и за исполнением государственных образовательных стандартов образовательными учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории края, за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений, а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием;

осуществление лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории края, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации;

контроль за соблюдением образовательным учреждением лицензионных требований и условий в пределах компетенции Службы.

К компетенции Агентства относится:

обеспечение организованного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений;

обеспечение подготовки и проведения единого государственного экзамена на территории Красноярского края;

организация проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Агентства, на первую и высшую квалификационную категорию;

организация проведения аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию.

Выше названные исполнительные органы государственной власти нуждаются в единой информационной системе для выполнения возложенных на них функций.

Существующие структуры, механизмы и процедуры оценки качества образования в Красноярском крае

Для принятия управленческих решений на всех уровнях компетенции на сегодняшний день в Красноярском крае используется информация из разных источников.

Создана и функционирует Краевая информационная автоматизированная система управления образованием (КИАСУО), которая позволяет решать задачи статистического сбора информации о состоянии детского контингента образовательных учреждений края, состоянии педагогических кадров и отдельных условий организации образовательного процесса. Однако набор показателей не в полной мере позволяет оценить качество образования в Красноярском крае с позиций его современного понимания.

С 2004 по 2006 гг. Центром мониторинга качества образования Красноярского института повышения квалификации работников образования осуществлялись замеры учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся по разным образовательным программам. Педагогические измерители были разработаны творческими командами под руководством Центра мониторинга, прошли экспертизу в крае. Результаты замеров для калибровки заданий были обработаны в СITO (Национальный институт по оценке достижений в области образования в Голландии). Исследование показало, что для реализации приоритетных задач в системе начального общего образования, а также для выявления направлений ее дальнейшего развития в условиях динамичности современного понимания качества образования необходима ежегодная оценка состояния системы. Информация о качестве условий организации учебного процесса, условий для сохранения и укрепления здоровья школьников и степени готовности выпускников обучаться в основной школе востребована всеми субъектами образовательного процесса и руководителями всех уровней управления системой.

С 2002 года действует Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляет техническое обеспечение проведения единого государственного экзамена, сбор, обработку и предоставление образовательным учреждениям, муниципальным органам управления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальных достижениях учащихся по результатам ЕГЭ.

Начиная с 2005 года органы управления образованием ряда муниципалитетов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов создают муниципальные, межшкольные комиссии, которые обеспечивают единые подходы к оцениванию учебных достижений выпускников и предоставляют в агентство образования администрации Красноярского края информацию о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. В 2006 году в 10 территориях края итоговая аттестация по русскому языку и алгебре проведена в новой форме, что позволило Красноярскому краевому институту повышения квалификации работников образования провести содержательный анализ уровня подготовки выпускников и подготовить рекомендации по совершенствованию обучения по этим предметам.

Красноярский край систематически участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения и выработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для проводимых в крае мониторинговых исследованияй.

Подготовка кадров.

Для функционирования и развития региональной системы оценки качества образования Красноярским краевым институтом повышения квалификации проводится целенаправленная подготовка кадров:

заместителей директоров образовательных учреждений по программам: «Контрольно-аналитическая деятельность завуча», «Мониторинг как условие и средство управления качеством образования в образовательном учреждении», «Конструирование педагогических измерителей»;

экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена по программе: «Экспертно-диагностическая компетентность учителя»;

экспертов по аттестации педагогических кадров;

экспертов по аттестации образовательных учреждений.

Все сотрудники центра мониторинга качества образования прошли подготовку по вопросам разработки измерителей в тестовой форме (г. Москва, г. Томск, г. Красноярск (Аванесов В. С)).

Постановка проблемы.

Спецификой региональных требований к профессиональной деятельности учителя является критерий «динамика учебных достижений обучающихся за последние три года», а также введение критерия «позитивные и объективные результаты деятельности учителя в области здоровьесбережения». Таким образом, в требованиях к аттестации педагогических кадров определены приоритеты системы образования в Красноярском крае: высокий уровень образовательных достижений при обязательном сохранении здоровья ребенка. Это требует объективного определения уровня учебных достижений учащихся по учебным предметам, а также анализа состояния здоровья обучающихся.

Для созданной службы по контролю в области образования остро стоит проблема обеспечения экспертов качественными и достоверными контрольно-измерительными материалами. Необходима разработка и апробация моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся.

В настоящее время в крае отсутствует единая краевая информационная система, позволяющая оценивать качество образования по всей системе его показателей, связанных как с образовательными достижениями учащихся и состоянием их здоровья, так и с условиями образовательного процесса. Несогласованность в сборе, обработке и анализе информации влечет за собой:

избыточность и дублирование информации по отдельным составляющим системы оценки качества образования;

слабое влияние информации на управление качеством образования в региональной образовательной системе;

затруднения при сравнении качества образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях и муниципалитетах;

доступность информации о качестве образовательных услуг не для всех, заинтересованных в ней потребителях.

Совокупность существующих показателей в рамках развивающейся РСОКО не отражает все составляющие регионального качества образования.

Модель региональной системы оценки качества образования.

Общие положения.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования с точки зрения соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, сохранения здоровья детей, условий образовательного процесса государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.