Рефераты. Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

p align="left">«Настройка» на определённый пол осуществляется родителями сразу же после рождения ребёнка (А. Бандура, Д. Перри, К. Бусси). Ролевая дифференциация пола начинается, когда новорождённому дают имя, выбирают одежду определённого цвета, причёску, игрушки и разного вида развлечения, в которых он будет участвовать. Этим родители стараются четко указать пол ребёнка, как окружающим, так и самому малышу, который ещё не способен различать модели обоих полов (Л.В. Градусова, В.Д. Еремеева, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.).

На втором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и не называя себя «Я», ребёнок уже знает - мальчик он или девочка, и это знание половой принадлежности является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. С возрастом, объём и содержание этой идентичности меняются, причём это часто связано с умственным и социальным развитием ребёнка. Двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать эту атрибуцию (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.).

К 3-3,5 годам, когда в речи появляется слово «Я», дети знают свой пол, различают в этом отношении других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчиков и девочек. Идёт интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. Оно обеспечивается разъяснениями взрослых, прямо инструктирующих ребёнка, и их реакциями на соответствие или несоответствие поведения ребёнка этим инструкциям. Поскольку люди в восприятии ребёнка уже разделены на две противоположные категории - мальчиков и девочек, инструкция «мальчики не плачут» воспринимается мальчиком и как информация о том, что девочки могут плакать. Догадки такого ряда находят подкрепление и в реакциях взрослых: «Ты что - девочка? Почему ты плачешь?» (М.М. Завадовский, В.Е. Каган, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др.).

Возраст 4-5 лет является переходным между средним и старшим дошкольным периодом развития и характеризуется как начало периода интенсивной социализации ребёнка. У ребёнка формируется система представлений о половой идентичности.

Дети, имеющие дефицит общения с взрослыми, перенимают половые стереотипы своих сверстников или из множества их примеров. Подобный опыт иногда приводит к искажённым представлениям о культурном развитии личности определённого пола. Именно сверстники оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении (Исаев Д.Н., Каган В.Е). Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но и очень не точна, часто опошлена. Особое влияние здесь ещё оказывает проявление детской субкультуры - «страшилок», изученных и описанных О.Н. Гречининой и М.В. Осориной, «неприличного» и потаенного детского эротического фольклора, детской «магии», дразнилок, пародийности поведения и т.п.. Характерной чертой детской субкультуры «…является её демонстративное противостояние «правильному» и нередко подавляющему миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить собственные нормы и ценности» (Осорина М.В.). В детской субкультуре происходит важнейшая часть того процесса, в котором «ребёнок в известном смысле сам является творцом своего воспитания. В том смысле, что воспитывает та деятельность, которая исходит из души ребёнка, является его собственной деятельностью, основанной на побуждениях его „Я" (Азаров Ю.).

Говоря о факторах и средствах социализации, оказывающих влияние на развитие образа пола, нельзя не упомянуть тот социально-культурный пласт, который составляет искусство. Наиболее доступные и распространённые способы передачи различной информации - телевидение и другие средства массовой информации. Образцы поведения героев на экране и страницах популярной литературы являются легкодоступными стереотипами полоролевого поведения.

1.3 Специфика и средства полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста

Проблема полового воспитания включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

«Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путём удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали» [1, с. 75].

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

То, что мальчики и девочки психологически разные, знают все. Только в чем состоят эти различия? Психологи утверждают, что мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Знание этих особенностей поможет нам понять детей, самих себя, особенности наших взаимоотношений.

Итак, проблема полов... Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует человечество. Чем вызваны психологические различия между мужчинами и женщинами? Только ли физиологическими особенностями? В последнее время психологи все чаще и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько физиология, сколько воспитание. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления [40].

Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и Волович А.С. [9]:

­ феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины);

­ первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью);

­ феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность);

Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).

Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако, содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности выступает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.

Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях.

Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Развитие ребёнка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Формирование позитивной половой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологические и психологические особенности детей разного пола.

На основе анализа работ В.Д. Еремеевой, Д.Н. Исаева, В.Е. Каган, Д.В. Колесова, И.С. Кона, О.К. Лосевой, Т.А. Репиной, Р. Сабирова, В.Л. Ситникова, Т.П. Хризман, А.Г. Хрииковой и др. о психофизиологических и психологических особенностях детей разного пола О.И. Ивановой и А.М. Щетининой представлены основные из них приведены в таблице (Приложение 1).

Однако прежде чем характеризовать психологические особенности мальчиков и девочек, их отличия друг от друга, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты.

Во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.

Во-вторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию.

В-третьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола.

В-четвертых, наличие психологических особенностей в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях.

В-пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми. Зная особенности мальчиков и девочек, педагог может выработать некоторые приёмы и подходы по воспитанию детей, не нарушая, а лишь сопровождая, поддерживая и способствуя процессу полоролевой социализации ребёнка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.