Рефераты. Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

p align="left">Анализ исследований (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипкова и др.) показывает, что понятие «полоролевая социализация» трактуется авторами как процесс развития девочек и мальчиков во взаимодействии их с окружающим миром. Сущность полоролевой социализации дошкольников состоит в том, что особенности характера и поведения девочек и мальчиков формируются в процессе вхождения ребёнка в социум.

2. Процесс полоролевой социализации ребёнка, формирование его поло- ролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, с помощью организованного воспитания. Современная наука подчёркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия.

3. Полоролевая социализация дошкольников включает три аспекта:

1) Когнитивный аспект;

2) Эмоциональный;

3) Поведенческий аспект.

4. Полоролевая социализация является отражением естественного процесса формирования психологического пола ребёнка, важнейшими категориями которого являются половая идентичность и полоролевое поведение. Осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л. В. Градусова, Т. А. Репина, А. А. Чекалина, Н. В. Плисенко).

Полоролевая социализация - процесс непрерывный, он начинается в семье и далее осуществляется в воспитательных организациях. Для дошкольника - в дошкольных образовательных учреждениях.

Глава 2. Особенности полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Проанализировав теоретическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в период сентябрь - май 2009г.

Исследование проводилось на базе МОУ «Начальная школа - д/с №56» Адлерского района г. Сочи в средней группе №11 в период с сентября 2008г. по май 2009г. Количество детей в группе - 25 человек. Учреждение работает по программе под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Цель констатирующего эксперимента: выявления уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста.

Для этого нами были использованы следующие методики исследования:

Диагностическая методика «Рисунок человека» У. Маховер - выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определённого пола).

Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения, в беседу включены вопросы из полу стандартизированного интервью В. Е Кагана и И. П. Шелухиной.

Составление рассказов - мальчики составляют рассказ о девочках для выяснения мальчиками фемининных черт девочек, а у девочек - понимание маскулинных черт мальчиков;

Наблюдение за игровой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Выбранные нами методики были направлены на решение следующих задач:

­ выявить особенности представлений детей о социальных ролях, о себе как о представителе определённого пола и своих будущих половых ролях;

­ выявить уровень представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения;

­ определить знания детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях;

­ определить уровень представлений о мужских и женских профессиях;

­ выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в игре;

­ определить актуальность вопроса полоролевой социализации детей среди воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников, исследуемой нами группы.

1. Диагностическая методика "Рисунок человека".

Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.

Данный метод впервые был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности человека. Мы же используем данный метод для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, т.к. полоролевая идентификация (отождествление себя с представителями определенного пола) является ведущими механизмом полоролевой социализации.

Оборудование. Перед ребёнком вертикально кладут лист белой нелинованной бумаги стандартного формата А4 (21х30 см) и один простой карандаш. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М допустимо использование неизношенного чёрного фломастера. Для дошкольников тестирование проводится исключительно индивидуально.

Примерная инструкция. «Нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше». По ходу рисования комментарии не допускаются.

Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», - следует ответ: «Нет, нарисуй всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».

Если обследуемый рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задаёт при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до конца рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь всё-таки нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь», (т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным. [13, с. 10].

Обработка и интерпретация результатов.

Приведём некоторые положения интерпретации, которые важно учитывать при обработке рисунка человека:

1. Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк и др.

2. Рисунок человека является отражением «Я - концепции», содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности.

Образ тела - это представление человека о самом себе.

Идеальное «Я» - это представление человека о том, какой он есть и каким хотел бы быть [64, с. 71].

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализ половой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисован на рисунке?»), затем определяется - совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека.

Как указывает автор методики и другие исследователи, изображение фигуры человека своего пола, говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.

Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.

Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:

­ основные признаки пола (мужчина - обозначение паховой области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи);

­ дополнительные признаки мужественности/женственности (мужчины - усы, короткие волосы, борода и др.; женщина - длинные и распущенные волосы, косички, пышные причёски, длинные реснички и др.);

­ традиционная мужская/женская одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);

­ аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика);

О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме. Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.

Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков, определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек или контур фигуры человека без каких-либо признаков пола [64, с. 74 - 76].

Анализ детских рисунков и проведённой после беседы показал, что в группе у 10 (40 %) детей половая идентичность не выражена.

Человек рисовался детьми в виде головоногого существа или контура фигуры человека. Образ мужчины и женщины в рисунках не выражен никаким образом. Человек нарисован из палочек, кругов или прямоугольников. Сюзанна и Даша изобразили человека противоположного своему полу, что также говорит о недостаточной половой идентичности, т.е. недостаточно чёткого и однозначного восприятия своего пола, или же чрезмерный интерес к противоположному полу.

Слабая выраженность половой идентичности выявлена у 10 (40%) человек. В их рисунках проявлялись половые признаки, но недостаточно чётко. Например, при изображении человека женского пола прорисовывалось платье в виде треугольника, длинные волосы представляли собой обычные вертикальные штрихи, дополнительные детали, аксессуары не изображались. Дима, на первый взгляд, изобразил мужчину, но сказал, что это женщина, т. к. «у мужчин вообще волос не бывает» (волосы были изображены в виде трёх коротких линий).

И лишь у 5 (20%) детей - ярко выраженная половая идентификация, «Я - мальчик», «Я - девочка». На рисунках этих детей представлены разнообразные признаки пола, которые проявляются достаточно четко. В образе мужчины и женщины прорисованы как основные признаки пола, так и дополнительные признаки мужественности и женственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.