Рефераты. Социальная ответственность педагогов

p align="left">С позиций нового мышления включение ответственности в перечень профессиональных качеств личности педагога существенно изменяет ее тип. Если классическим стилем мышления была предопределена ответственность ретроспективного типа (наступающая позже совершенного действия), то нарождающийся неклассический стиль инициирует ответственность перспективного типа (проектирующую определенные моральные обязательства).

После подробного комментария общей для всех категорий педагогов и основополагающей функции трансмиссии социальных норм не составит большого труда вычленить социальные функции ученых-педагогов.

1. Распространение среди населения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества. Актуализация этой функции обусловлена следующими обстоятельствами. Современное российское образование находится в состоянии перманентного инновационного поиска. Педагогические инновации существовали и в прежние времена, но образовательная реформа резко повысила их количество и масштаб. Отделять проблемы реформирования образования от проблем реформирования общества в целом, в других его подсистемах, -- занятие малопродуктивное и неперспективное. Б.С. Гершунский справедливо заметил; "Школа и общество неотделимы. Это -- одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока еще не осознаются сполна. Отсюда и наивные даже по своему замыслу попытки реформировать, трансформировать, стандартизировать, дифференцировать, деполитизировать, патриотизировать и т.д., и т.п. систему образования в одной отдельно взятой стране, регионе, штате или школе в надежде па решение каких-то локальных, собственно образовательных или воспитательных задач вне решения задач более общих, глобальных, общественных, цивилизационных..." [9, с. 5]. Другой вывод, логично вытекающий из предыдущего контекста, заключается в том, что реформирование образования требует массового распространения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества.

Вызов современности ставит научных работников в области педагогики перед необходимостью публичных выступлений в СМИ, в научных, публицистических и научно-публицистических изданиях, па конференциях, в дискуссиях о ходе реформы образования в стране, о ценностных обоснованиях разрабатываемых образовательных проектов в контексте повой социокультурной реальности и новых ценностей в обществе. Содержание рассматриваемой функции не ограничивается предъявлением сообществу новых ценностей, но предполагает разъяснение людям того, что происходит в первую очередь в сфере образования, а через нее -- в пашем обществе, разъяснение того, что мешает, и того, что способствует прогрессу.

2. Зондировании общественного мнения. Попытки предлагать инновационные мероприятия без знания общественного мнения, выявления па этой основе потенциальных заказчиков и адресатов и без учета их ценностно-целевых ориентации в этой сфере, равно как и в других, бесперспективны. Именно поэтому реформа в образовании то и дело пробуксовывает. Поэтому, чтобы добиться успеха в деле модернизации образования, нужно принимать в расчет ценности всех вовлеченных в инновационные мероприятия групп и научиться извлекать из них позитивное содержание,

Зондирование общественного мнения тесно связано с распространением среди населения системы ценностей, ориентированных па прогресс образования и общества.

3. Демонстрация достижений педагогической пауки. Только изучать общественное мнение недостаточно. Не меньшее значение имеет и его формирование. Большими возможностями влияния на общественное мнение обладают радио, телевидение, пресса, в слабой степени используемые учеными-педагогами. Очевидно, исследователям в области образования нужно смелее лоббировать интересы общества, образования и педагогической пауки, тем более, что у педагогики есть для этого необходимые культурные ресурсы. Сегодня для нас мог бы быть поучительным опыт прошлых лет, когда активно функционировало издательство "Знание", под эгидой которого регулярно и длительное время выходили в свет популярные брошюры рубрик "Педагогика и психология" и "Педагогический факультет".

4. Защита педагогического сознания от мифологизации. Для начала определим исходное понятие -- понятие мифологизации. Вслед за Е.Л. Чертковой под мифологизацией будем иметь в виду конструирование или фабрикацию нужного результата и представление его в наукообразной форме. Между тем, своим происхождением миф может быть обязан как научному, так и обыденному сознанию. Педагогическое сознание довольно богато мифологическими представлениями. В житейской практике россиян до сих пор распространены такие мифы о воспитании и образовании, как "хороший ребенок -- это послушный ребенок", "непослушный ребенок -- плохой, упрямый", "ребенок должен слушаться взрослых!", "родители {учителя, начальники) знают лучше", "хорошее образование -- основа и гарантия обеспеченной и счастливой жизни", "родители должны жить только ради своих детей, думать о себе -- эгоистично и непозволительно" и пр. В основе мифотворчества -- острый конфликт между желаемым и действительным, который не находит позитивного разрешения. Не обнаруживая реалистических стратегий собственной деятельности, человек замещает их ориентирами, лежащими в иррациональной плоскости. По этой причине подобные приведенным выше сентенции проникают и в педагогическую науку сквозь "щели" в ее рациональном фундаменте.

В педагогике можно найти немало мифов, заменивших подлинно научное знание. Так, долгое время доминировала идея tabula rasa: маленький ребенок представляет собой "чистый лист" -- что на нем напишешь, то и будет. След этого представления запечатлен в тезисе "нет плохих учеников, есть плохие учителя". Потом оказалось, что это не совсем так: многие инстинктивные программы человека, как и животного, закладываются на генетическом уровне. Тогда все инстинктивное, "животное" было объявлено вредным и подлежащим искоренению, чем и поныне занимаются в семьях и в образовательных учреждениях. С другой стороны, па наших глазах получает "второе дыхание" идея природосообразности воспитания, оттесняющая на обочину его социокультурные корни. Фраза "все дети талантливы от рождения" не редкость в педагогических изданиях различных жанров. Такие мифические представления выросли на зыбкой почве педагогической теории, не сумевшей органично соединить естественнонаучное и социально-гуманитарное направления научного поиска.

Особенно пристального внимания заслуживают мифы, вызванные сциентистскими умонастроениями в научно-образовательной среде. Корпи их уходят в прошлое, по побеги продолжают идти в рост и молодо зеленеть. По сей день в педагогической литературе можно столкнуться с убеждениями авторов в том, что в школах изучаются науки (а не учебные предметы!), что советская система образования -- лучшая в мире и что главная цель образования состоит в получении знаний, исключительно научных.

Непрекращающийся процесс создания новых педагогических мифологем можно объяснить тем, что околонаучное и внутринаучное мифотворчество зачастую выполняет функцию отсутствующей идеологии. За искусственно созданными мифами стоят вполне реальные субъекты со своими конкретными частными интересами. Например, обществу навязываются устойчивые представления о лучшей в мире советской системе образования. Тем самым, по существу, открывается дорога узкопрагматическим целям образования, сводящимся к формированию знаний, умений и навыков, что на языке экономики означает не что иное, как сокращение его финансирования, а на языке политики -- способ производства людей, наиболее удобных для управления "сверху". И то, и другое вполне отвечает интересам определенных политических и финансовых групп, не исключая государственные структуры.

С высоты широких, философских обобщений становится очевидно, что в настоящее время почва для мифотворчества особенно благоприятна вследствие крутого поворота в нашей истории и неясности той исторической перспективы, которая могла бы быть приемлемой для общества в целом. Ни "вперед к капитализму", пи "назад к социализму" или еще дальше -- к "православию, самодержавию и народности" (знаменитая триада графа Уварова) - последнее иной раз предлагается в качестве ориентира в некоторых педагогических публикациях -- не могут рассматриваться как реалистические цели.

Этим обстоятельством объясняется трудность момента, но не снимается ответственность с ученых-педагогов за реанимацию старых мифов и производство новых, искусственных. Искоренить мифологию нельзя, по можно осуществлять ее критический анализ. Более того, это совершенно необходимо потому, что в настоящее время, по наблюдениям МА.Маз-ничепко, мифологическая часть педагогического знания не рефлексируется теорией образования. Анализ и разоблачение педагогических мифов, как и различным проявлений утопизма, сейчас не менее необходимы, чем разработка позитивных концепций развития образования. Оба эти процесса предполагают и взаимно поддерживают друг друга, Критиковать миф непросто, так как он, как уже было отмечено, строится па иррациональном фундаменте. Единственная антитеза мифу -- культивирование самосознания, критический подход к себе самому и окружающему миру, постижение смысла педагогической реальности с позиций педагогической теории.

5. Экспертная функция, выполняемая научными работниками в сфере образования, в первую очередь предполагает зрелость гражданских, качеств личности ученого. Ведь экспертиза может быть эффективной только в случае полной ее независимости. Следовательно, от ученого требуются умения отстаивать свое мнение, сохранять свое лицо и достоинство, преодолевая возможное давление извне.

Социальное право па выполнение педагогами-теоретиками рассматриваемой функции может найти выражение и в форме требований ученых па проведение самой акции экспертизы в тех случаях, когда сомнительные эксперименты, распространение заведомо слабых в концептуальном отношении инновационных проектов и т.п. представляют угрозу для интеллектуального здоровья подрастающего поколения, приводят к моральным издержкам всех субъектов образовательного процесса. Особенно это касается разрабатываемых стандартов образования, создаваемых учебников и учебных пособий как па федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Например, многие церковнослужители ратуют за введение в школы и вузы Закона Божия или богословия. Патриарх Алексий II предлагает включить в учебные планы государственных учебных учреждений курс теологии или основ православной культуры. Такие тенденции должны были бы получить определенную оценку в научно-педагогических кругах. Но вместо этого Министерство образования в последние годы своего существования в указанном статусе привлекло патриархию для экспертизы программ, проектов, учебной литературы. Между тем голос ученых-педагогов по поводу инновационных мероприятий подобного рода почти не слышен. Об их опасности предупреждают наши коллеги -- философы образования: "Противоречивые позиции, внедряемые в современную российскую школу, когда сталкиваются идеи креационизма и учение об эволюции, ведут к неизбежным фрустрациям в головах школьников; из таких ситуаций не только ученик, но и родители не смогут найти выход" [4, с. 32]. Безынициативность научно-педагогического сообщества характеризует его не с лучшей стороны, снижает престиж педагогической пауки. Отказавшись взять на себя ответственность за проектируемое будущее (ответственность перспективного типа), ученые-педагоги вряд ли смогут избежать ответственности за последствия описанной ситуации (ответственность ретроспективного типа). Невыгодность такой позиции для самих ученых очевидна.

В заключение приведем некоторые-выводы. Во-первых, правомерно считать социальную ответственность педагогов одной из ценностей в российском общественном сознании и рассматривать ее как повое научное понятие в контексте науки об образовании -- педагогики.

Во-вторых, специфика педагогического угла зрения на понятие ответственности состоит в том, что оно рассматривается с позиций социально-педагогической практики как характеристика профессионализма педагогов-практиков и педагогов-работников пауки.

В-третьих, в качественном выполнении педагогами своих социальных функций незаменимую роль играют педагогическое образование и педагогическая наука как главный источник его содержания, равно как и профессиональный уровень педагогов-практиков и педагогов-ученых.

В-четвертых, социальные функции педагогов связаны между собой, по нетождественны. Выполнением одной функции поддерживаются и усиливаются другие,

В-пятых, социальные функции педагогов вариативны и зависят от социокультурных особенностей общества. Отсюда ясно, что в будущем возможно отмирание отдельных функции и появление взамен отживших новых.

Профессиональное выполнение педагогами -- практиками и научными работниками -- вменяемых им в обязанности социальных функций способствует формированию гражданского общества и гарантирует ответственное отношение к результатам собственной педагогической деятельности.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. М., 1990.

3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учебное пособие для студентов. М., 1996.

4. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.