Указом Президента РФ от 16 ноября 2001 г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 732 в составе пяти подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды».
Каждая из федеральных целевых программ оказывает помощь определенной категории детей. В совокупности эти программы улучшают положение детей в нашей стране. Однако необходимо ввести независимый контроль за соблюдением прав детей. Ведь только таким образом мы можем обеспечить полное соблюдение прав детей. В настоящее время активно внедряется должность уполномоченного по правам ребенка. Ознакомимся с принципами деятельности уполномоченного по правам ребенка.
3.2 Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации
В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 - 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения независимого контроля в этой сфере.
Конституция Российской Федерации, закрепив соблюдение прав человека в качестве одного из важнейших приоритетов в деятельности российского государства, предоставила людям достаточно широкие возможности для самостоятельной защиты прав и свобод. Россия является участником ряда международных конвенций, предусматривающих различные механизмы защиты прав человека, ставшие теперь доступными и для граждан нашей страны. Обеспечение соблюдения прав детей является одним из направлений правозащитной деятельности, как государства, так и общественных объединений.
Россия, как ни одна страна в мире располагает разветвленной, сложившейся в течение длительного времени структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных - органы образования, здравоохранения и пр., так и надведомственных - органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт уполномоченного по правам человека), компетенция которых в этой части закреплена в законах или иных нормативных правовых актах. Реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности такого контроля.
Наряду со структурами государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся различных аспектов положения детей, в этой сфере начинают активно действовать другие субъекты гражданского общества, прежде всего неправительственные организации, которые все чаще поднимают вопрос о необходимости внедрения механизмов независимого контроля за положением детей и соблюдением их прав.
Специального внимания требует организация независимого контроля в отношении обеспечения прав таких категорий детей, как дезадаптированных детей, детей из малообеспеченных, неполных семей, беспризорников и т.д. Это те категории детей, чьи права могут быть ущемлены в наибольшей степени. Именно к такой категории относятся дети, находящиеся в стационарных учреждениях, реабилитационных центрах.
Независимый контроль может осуществляться и осуществляется как специализированными государственными органами, так и общественными объединениями. Причем имеются различные формы и методы данного контроля. Естественно, создание внешнего (по отношению к системе, в которую входят упомянутые стационарные учреждения) контроля вовсе не делает лишними внутренние (ведомственные) контрольные функции. Однако внешний контроль позволяет во многих случаях обнаруживать недостатки, незаметные изнутри ведомства, а также решать возникающие конфликты между детьми и учреждениями.
Одной из форм независимого контроля за соблюдением прав детей в мировой практике является учреждение поста уполномоченного (омбудсмена) по правам ребенка.
В 1998 году Министерство труда и социального развития совместно с субъектами Российской Федерации при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) приступило к реализации пилотного проекта по введению института уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне.
Позитивная позиция ряда губернаторов, реально оценивающих положение дел в сфере соблюдения прав детей, и, прежде всего, права на защиту ребенка в кризисной ситуации, на защиту от насилия, дискриминации, право на уважение мнения ребенка, позволила приступить к реализации проекта по введению уполномоченного по правам ребенка в пяти регионах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, г. Санкт-Петербурге, г. Екатеринбурге).
Деятельность уполномоченных уже получила высокую оценку администрации регионов и населения. В результате учрежден пост уполномоченного по правам ребенка в Арзамасском районе Нижегородской области (для отработки модели его работы на муниципальном уровне), подготовлен для рассмотрения Московской городской Думой проект закона об уполномоченном по правам ребенка в г. Москве, ведется подбор кандидатуры регионального уполномоченного в Саратовской области, рассматривается вопрос о возможности введения поста уполномоченного по правам ребенка в Московской области.
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам обсуждения периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка приветствуется назначение уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ, а также рекомендуется рассмотреть возможность создания на федеральном уровне должности независимого омбудсмена по вопросам детей, тесно связанного с аналогичными механизмами на региональном уровне. Пока такой должности на федеральном в Российской Федерации нет
Обобщим имеющиеся сведения о деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка в РФ.
Уполномоченные по правам ребенка введены в 1998 году распоряжением губернатора (Санкт-Петербург), постановлением администрации (Волгоградская и Новгородская области), постановлением губернатора (Калужская область), решением городской Думы (г. Екатеринбург), распоряжением главы районной администрации (местного самоуправления) (Арзамасский район Нижегородской области) О положении детей в РФ. Государственный доклад 2000 год. М., 2000. с. 69. .
В соответствии с положениями об уполномоченных по правам ребенка, их основными задачами в регионах являются:
ь обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка. Развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка, во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
ь всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
ь анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения стоящих перед ними задач уполномоченные:
ь осуществляют прием граждан, в том числе детей, рассматривают заявления и обращения по поводу нарушения прав ребенка, жалобы на действия, бездействие или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и свободы ребенка;
ь оказывают гражданам и организациям, защищающим права ребенка, бесплатную правовую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию;
ь направляют предложения, рекомендации государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, допускающим нарушение прав ребенка;
ь обращаются с заявлениями в прокуратуру;
ь осуществляют разъяснительную работу о правах законных интересах ребенка.
ь представляют ежегодные отчеты о своей работе и положении дел с соблюдением прав ребенка в регионе, а также специальные доклады по отдельным аспектам прав детей.
Для выполнения стоящих перед ними задач уполномоченные имеют право:
ь посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);
ь проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;
ь при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратится в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должности лиц, в действиях которых усматривается нарушения прав ребенка;
ь направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящихся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;
ь готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;
ь привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации О положении детей в РФ. Государственный доклад 2000 г. М., 2000. с. 69. .
Основные результаты работы региональных уполномоченных по правам ребенка довольно значительны.
К примеру, в Волгоградской области уполномоченным осуществляется постоянный прием населения, в том числе детей. По факту каждого обращения проводится работа с административными учреждениями и прокуратурой области. В основном нарушаются права ребенка, в том числе выпускников интернатных учреждений, на жилье (наибольшее количество обращений), на выплату детских пособий и алиментов, поступают жалобы по фактам насилия в семье и конфликтам в образовательных учреждениях.
Ежедневно работает «телефон доверия» (щиты с социальной рекламой «телефона доверия» размещены на улицах города). Наиболее часты обращения детей по вопросам насилия со стороны родителей, одноклассников, по вопросам взаимоотношений с учителями и друзьями, трудоустройства, льгот детям-инвалидам. Поступают звонки от детей из малоимущих и социально неблагополучных семей.
Выпущены листовки и буклеты с кратким изложением статей Конвенции о правах ребенка и координатами уполномоченного, информацией о том, где можно получить необходимую помощь. Листовки и буклеты распространены по всем школам города и области. На областном телевидении создана информационно-правовая передача для детей и родителей «Стена», подготовлена передача о праве ребенка на жизнь в семье «Теплый дом».
На базе трех оздоровительных лагерей проведены «круглые столы» с участием детей и представителей областной администрации на тему «Мир твоих прав». Проведена акция «Свободный микрофон», конкурсы рисунков и «творческих дневников» на тему прав ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12