Рефераты. Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях

p align="left">- групповой;

- индивидуальный.

Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний. Умений, навыков, прежде всего умения общаться. Индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, - организацию в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция поведения.

Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них - ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую роль в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.

Еще одной трудностью при реабилитации подростка является его нежелание учиться. Как мы уже упоминали, многие дети никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу.

На сегодняшний день в учреждениях социальной помощи дезадаптированным детям используются несколько вариантов обучения:

- общеобразовательные дневная и вечерняя школы;

- ПТУ;

- классы выравнивания. В подобных классах дети «догоняют» школьную программу.

В ряде учреждений обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников. Ее задача - снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить обще учебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся индивидуально или в микро группах (два-три человека).

Но даже самый лучший приют - это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач системы социальной помощи - это устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом, конечно же, является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями, а также с детьми.

В то время как ребенок проходит реабилитацию, сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные особенности и способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют. К сожалению, несмотря на общепризнанность определяющего характера работы с семьей и невозможности коррекции отклонений в развитии ребенка без социального, медицинского и психологического оздоровления семьи, в практической деятельности комплексная работа с семьей остается наименее организационно и методически обеспеченной. Во многих случаях, особенно при работе с «проблемными» детьми и подростками из социально неблагополучных семей, изоляция ребенка от семьи в процессе коррекционно-реабилитационного процесса полностью снижает его положительный эффект. Фрагменты целенаправленной работы с семьей представлены центрами «семьи», «семьи и детства», но они охватывают ничтожно малое количество семей, нуждающихся в помощи. Очевидно, работа с семьей дезадаптированного ребенка не может быть отдалена от ведущего и отвечающего за коррекционно-профилактическую работу учреждения и должна осуществляться междисциплинарным коллективом детского сада, школы, коррекционно-реабилитационного центра и т. п.

Наименее разработанным компонентом работы с семьей такого ребенка являются образовательные программы, направленные на повышение родительской медико-психолого-педагогической компетентности. Для того чтобы помочь родителям разобраться в особенностях ребенка и целенаправленно добиваться оптимального эффекта - его позитивной социализации, наряду с постоянной опорой на специалистов различного профиля, осуществляющих комплексный междисциплинарный патронаж, им необходимы базовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии, наркологии и т. п.

Одной из апробированных высокоэффективных моделей междисциплинарной и многоплановой работы с дезадаптированными детьми и их семьями является «Школа опекунов-родителей», возникшая осенью 1999 г. в городе Москве в рамках региональной общественной благотворительной организации «Педагогический поиск» и предназначенная для приемных родителей, опекунов и лиц, готовящихся к усыновлению. В дальнейшем круг слушателей школы был значительно расширен за счет родителей детей-инвалидов, детей с психической патологией и с тяжелыми формами школьной и социальной дезадаптации Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие. М., 2003. с.115. .

В ходе образовательной деятельности разработана, апробирована и усовершенствована в соответствии с нуждами слушателей учебная программа курса «повышения квалификации» родителей. Занятия включают лекции специалистов различного профиля: психологов, коррекционных педагогов, психиатров, юристов, наркологов, педагогов - специалистов в области профориентации. Много времени уделялось ответам на вопросы и свободному обмену мнениями.

Образовательная программа для родителей рассчитана на 90-100 часов. За это время родители получают представление об особенностях возрастных периодов детства, возрастных кризах, депривации и ее влиянии на личностное развитие ребенка, возрастных особенностях усвоения социального опыта, критериях социальной адаптированности, причинах и проявлениях социальной и школьной дезадаптации в детско-подростковом возрасте, наиболее распространенных психических расстройствах в детском и подростковом возрасте, сексуальном развитии ребенка и подростка и профилактике сексуальных нарушений, профилактике социального сиротства, дошкольном воспитании детей с нарушениями развития, профилактике алкоголизма, наркомании и правонарушений у несовершеннолетних и т. д. Подробно образовательная программа для родителей изложена в изданной осенью 2000 г. книге «Психолого-педагогическая помощь семье с приемным ребенком и ребенком-инвалидом», авторами которой являются преподаватели и консультанты школы.

Консультирование детей и их семей проводится в те же сроки, что и обучение. Группа специалистов, работающих в междисциплинарном взаимодействии, - психолог, психиатр и дефектолог консультируют детей и их семьи на дому. После совместного обсуждения результатов осмотра специалисты дают конкретные рекомендации по лечению, организации взаимодействия взрослых с ребенком, намечают пути и способы педагогической коррекции. В зависимости от ведущего нарушения назначается основной куратор - психолог, дефектолог или психиатр. Так, при обострении психического заболевания куратором нуждающегося в специальном лечении ребенка является психиатр, нарушении познавательных процессов - коррекционный педагог, нарушении отношений в семье - психолог. В ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования самих родителей. Осознание этой необходимости специалистами-консультантами совпало с высказанным желанием слушателей школы получить подобную помощь.

Для получения объективной оценки работы Школы была разработана анонимная анкета. Данные анкетирования по завершении курса обучения показали, что слушатели высоко оценивают работу Школы, отмечая практическую значимость полученных в ней знаний; многим родителям благодаря полученным знаниям и поддержке специалистов удалось преодолеть неблагоприятные ситуации. Типичными были высказывания слушателей: «Как жаль, что этого мы не слышали раньше! Многих проблем в воспитании детей просто не возникло бы».

В зависимости от приоритетных задач медико-психолого-педагогической службы и особенностей контингента детей и их семей образовательные программы для родителей могут быть модифицированы. Так, в течение нескольких месяцев в рамках программы «Помощь детям - жертвам психологического насилия» существует «Школа-клуб для родителей», в задачи которой входит их информирование о формах и видах психологического насилия над ребенком и его последствиях, а также о вариантах ненасильственного взаимодействия с ребенком. Для осуществления такой программы выбран Межшкольный учебно-производственный комбинат № 13 «Хамовники» (МУК-13 «Хамовники»), одним из направлений деятельности которого является обучение по программе массовой школы в 7, 8 и 9 классах и начальное производственное обучение от 40 до 60 подростков с глубокими формами школьной и социальной дезадаптации, в большинстве своем имеющих неблагополучные семьи с уродливыми, часто жестокими формами воспитания. В данном случае тематика занятий была следующей: «Психологическое насилие над ребенком и его последствия», «О чем говорит неблагополучие ребенка?», «Как помочь неуспевающему ребенку?», «Как уважать ребенка?», «Ограничение профессионального выбора как форма психологического насилия над подростком», «Подросток и насилие», «Об ответственности за жестокое обращение с ребенком», «Как можно помочь себе и своему ребенку?», «Как оказать помощь ребенку, пережившему психологическое насилие?», «Профилактика психологического насилия», «Конвенция ООН и законодательство о правах ребенка».

Проведенные за эти годы школы для родителей наряду с образовательным и консультативно-коррекционным направлением имели совсем неожиданный «побочный» результат, позитивность которого трудно переоценить: он сказался в пробуждении инициативы и активности самих родителей, объединении родителей, завязавшейся дружбе, взаимной поддержке, расширении их кругозора и интересов.

Обучение родителей проводится при личном контакте со специалистом во время консультативного приема. Врач, психолог, дефектолог обязаны подробно и в доступной форме объяснить родителям суть состояния их ребенка, его причины, прогноз, тактику коррекционной работы и медикаментозного лечения. В связи с этим остро встает вопрос о популярной, лаконичной, понятной взрослым с любым уровнем образования, но при этом соответствующей современной медицинской, психологической, юридической, педагогической науке литературе в помощь родителям детей с различными проблемами развития. Таким образом, предварительные итоги деятельности родительских школ показывают эффективность такой работы, а также необходимость ее продолжать. В связи с этим становится очевидной необходимость разработок, апробация и внедрение новых методик работы с семьей, направленных на повышение социальной активности членов семьи, гармонизацию и гуманизацию, приобретение основных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинских знаний, объединение семьи с различными специалистами и другими семьями, увеличение кругозора семьи, а при необходимости и лечение членов семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.