Рефераты. Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи

p align="left">В период кризиса проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса -- чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни.

Хотя внешние события составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании.

Важной стороной внутренней жизни становится смысловая ориентировка в собственных действиях. Это интеллектуальное звено в цепи действий ребенка, позволяющее ему адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Оно исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется [18, с. 108-109].

В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как, для этого возрастного периода характерна высокая индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора годам. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе [19, с. 55-64].

Известно, что в младшем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно не совпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.

В первом классе возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а так же освоение более сложной и системной формы деятельности - учебой. Естественно, это процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности - это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов. Школьники с задержкой овладения произвольными формами поведения и познания составляют основу группы неуспевающих учеников в связи с затруднениями осознания учебной задачи и формирования средств ее решения [20, с. 254-255].

Распространенной формой психологической защиты, предохраняющей младшего школьника от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, является отрицание. Отрицание действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного в ситуациях общения с родителями и учителями, когда у него пытаются получить объяснения по поводу его провинностей.

Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной [20, с.263-264].

В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:

· боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;

· пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна, нарушение аппетита;

· неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;

· агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;

· чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;

· плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;

· лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;

· раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;

· формирование вредных привычек.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им [21, c.215].

Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям. Следствие неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Так как семья является главным источником становления ребенка как личности. Главной ее ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные ценности, нормы проведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно влияют на полноценное развитие ребенка. Именно неблагополучные семьи негативно влияют на психофизиологическое развитие ребенка. В дальнейшем, как правило, у детей из неблагополучной семьи выражены такие качества как замкнутость, эгоизм, страх, отклоняющее поведение.

Глава 2. Технологии социально-педагогической поддержки развития младших школьников из неблагополучной семьи.

2.1 Проблемы детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости.

В исследованиях детей младшего школьного возраста, нам необходимо выявить в какой помощи нуждаются дети младшего школьного возраста из неблагополучной семьи.

Мною представлены анкеты детей младшего школьного возраста средней общеобразовательной школы № 16 г. Бреста и их родителей. Общее количество составило 396 детей из них: 1-ые классы 110 человек, во вторых классах - 94 человека, третьи классы - 90 детей, в четвертых классах прошло анкетирование 102 человека.

В начальных классах школы №16 учатся дети из многодетных семей, неполных и малообеспеченных, также есть дети, взятые под опекунство. Детей из проблемных (неблагополучных) семей выявлено 9: 1-ые классы - один ребенок, 2-ые классы - трое, в 3-их классах учатся четверо детей, в 4-ых - один ребенок из проблемной семьи. Также есть дети, имеющие проблемы с учебой, состоящие на внутрешкольном учете, имеющие психологические проблемы.

Нужно отметить, что дети и родители неблагополучных семей проходили анкетирование наряду со всеми остальными. Основное содержание проводившего исследования было ориентировано на вопросы, касающиеся помощи в учебе, наказаний со стороны родителей, отношений с родителями, отношения к здоровью в семье. Что касается анкетирования родителей, им были предложены вопросы такого же содержания.

В итоге распределения ответов опрошенных в ходе исследования выглядят следующим образом (см. табл. 1, сумма в некоторых вопросах превышает 100%, т.к. была возможность выбрать несколько вариантов ответа).

Рассматривая данные вопросы, хотелось бы отметить, что ответы детей младшего школьного возраста и их родителей не совпадают. Интерес к школьным делам ребенка не всегда проявляется у родителей, они уделяют мало внимания к данной проблеме, считая, что учителя должны рассматривать проблемы во взаимоотношениях детей в классе, отношение к учебе также должны, по мнению многих родителей, привить педагогический состав.

На вопрос хорошо ли тебе в классе, на 100% да, мне нравится мой класс, ответили только первоклассники, во втором классе - 93% ответили положительно, в третьем - 89%, а в четвертых классах и того меньше - 87%. А ведь атмосфера в классе способствует проявлению ребенка. Как правило, над детьми из неблагополучных семей дети из нормальных семей подшучивают, указывают на недостатки в одежде, в канцелярских предметах, что оставляет у данных детей отрицательный момент в стенах школы, но, к сожалению, их родители интересуются этим от случая к случаю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.