Таким образом, рассмотренные технологии социально-педагогической поддержке неблагополучной семьи о прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи.
Заключение
В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.
В нашей работе гипотеза подтвердилась: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющее поведение детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования было выявлено, что дети из неблагополучных семей предоставлены сами себе и кто как не педагогический состав школы должен помочь им. Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимоотношения с окружающим миром, особое внимание следует обратить на мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ребенка. Это позволит установить, что, например, замкнутость, пассивность, безучастность могут оказаться следствием подавленности личности. Злостные нарушения дисциплины, а порой просто хулиганские поступки нередко свидетельствуют о душевной травме, об ожесточении ребенка. При анализе ряда поступков обнаруживаются эгоизм, неспособность сопереживать, крайний индивидуализм.
Помощь неблагополучным семьям оказывают в учреждении образования специалисты (социальные педагоги, учителя и др.). Проблемы неблагополучной семьи решаться быстрее если они будут этому содействовать.
Список использованной литературы
1. Целуйко, В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. - Екатеринбург: У-Фактория; М.; АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. - 430 с.
2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с.
3. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. -- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО ?МОДЭК?, 2006. -- 288 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.
5. Бордовская., Н.В. Реан, А.А.Педагогика. Учебник для вузов ѕ СПб: Издательство " Питер", 2000. ѕ 304 с.
6. Куликова, Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.
7. Богуцкая, Т. В. Компенсация негативных влияний микросреды на
младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. -- Бар
наул, 2001.
8. Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник. -- М.: Гардарики, 2005. -- 269 с.
9. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
10. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. стили родительского поведения // Завуч 1998 № 2
11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988
12. Фирсов, М.В. технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007.-432 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 456 с.
14. Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
15. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. - Киев: 1989 - 126 с.
16. Каменская Н.Л. Привычка к сквернословию и ее профилактика в условиях школы.// Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев: Рад. шк.,1989-126стр.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). -- М.: Гардарики, 2005. -- 349 с.
18. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н."возрастная психология"Курс лекций Ростов-на-Дону2002 - с.146
19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974
20. Каменская В.Г. / Детская психология с элементами психофизиологии. /М, 2005
21. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы №2-М,1995г
22. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
24. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000
25. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка
Приложение
Таблица 1
Сравнение ответов родителей и детей на основные вопросы анкетирования (в % к числу опрошенных, взят средний показатель)
вопросы
ответы
родители
дети
Интерес к делам в школе у ребенка?
А) каждый день
Б) от случая к случаю
В) нет не интересуюсь
Г) если захочет- расскажет сам
А-95%
Б-5%
В-0%
Г-0%
А-89%
Б-11%
Помощь в выполнении домашнего задания?
А) постоянно нужна родительская помощь
Б) если есть необходимость, ребенку нужна самостоятельность
В) нет, не помогаю, учеба- это обязанность ребенка
А-57%
Б-43%
А-68%
Б-32%
Как чаще всего наказывают тебя твои родители?
А)долго объясняют, что так делать нельзя
Б)запрещают смотреть телевизор, общаться с друзьями, играть в комп. игры и т. д.
В)иногда могут ударить
Г)много ругают
Свой вариант
А-72%
Б-53%
В-10%
Г-19%
Д-0%
Б-16%
Г-5%
Д(никак)-12%
Таблица 2
Ориентация детей старшего дошкольного возраста на отношения с родителями (в % к числу опрошенных)
Что бы ты хотел изменить в отношениях с родителями
классы
1-ые классы
2-ые классы
3-ьи классы
4-ые классы
А) больше времени проводить вместе с родителями
37%
62%
67%
43%
Б) чтобы родители чаще интересовались моими делами
13%
27%
18%
5%
В) больше давали денег на карманные расходы
0%
17%
4%
12%
Г) чаще помогали готовить домашнее задание
6%
Д) пусть все остается как есть и так хорошо
50%
59%
33%
42%
Таблица 3
Ориентация на здоровый образ жизни (в % к числу опрошенных детей)
Как в вашей семье относятся к здоровому образу жизни?
1-е классы
2-е классы
3-е классы
4-е классы
А) регулярно посещаем врача
19%
28%
20%
Б) занимаемся физкультурой
(зарядка, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе)
47%
38%
32%
В) регулярно принимаем витамины, здоровая пища
87%
65%
70%
74%
Г) свой вариант
7%
Таблица 4
Ориентация родителей на организованность их детей (в % к числу опрошенных)
Организован ли в вашей семье режим труда и отдых для вашего ребенка?
А) соблюдается
84%
68%
78%
75%
16%
29%
22%
23%
В) не организован
3%
2%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8