Рефераты. Социально-педагогические особенности образовательной системы США

едагогические коллективы альтернативных школ работают с родителями учащихся на равных для всех правах. Большинство альтернативных школ -- частные. Родители платят за обучение детей в зависимости от доходов семьи. В бюджет школы поступают также пожертвования от фирм и частных лиц, часть денег зарабатывают сами учащиеся, продавая свои поделки на ярмарках, рождественских и иных праздниках. Альтернативные школы привлекают большинство родителей к активному участию в их деятельности прежде всего благоприятной атмосферой воспитания, эстетической, трудовой и нравственной направленностью учебного процесса. Нередко родители не только финансируют школу, где учатся их дети, но и принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, а иногда даже являются участниками учебного процесса. На перемене или даже на уроке в некоторых школах родители помогают детям справиться с трудностями (причем, как правило, не своему ребенку, а его одноклассникам).

Как и обычные, альтернативные школы в США имеют хорошую материальную базу. В каждой школе есть просторный физкультурный зал с кондиционерами, дисплейные классы, мастерские, хорошо оборудованные кухни. Классы в альтернативных школах большого размера, в них есть подходящее место для любого вида деятельности, коллективных и индивидуальных занятий.

2.2 Типы начальных школ

В США существует множество типов начальных альтернативных школ. Вот лишь некоторые из них [16, с.94]:

1. Свободные или открытые школы

Так в американской педагогической литературе называется большинство альтернативных школ. Термин «открытые» школы вытекает из философской концепции «открытые для себя, для людей и мира, а также для опыта». Они невелики по размерам -- не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей. Основным принципом их деятельности является дифференцированное и индивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам и родителям свободу в использовании собственного опыта. Циклы дополнительных предметов и методику обучения выбирают учителя и родительский комитет. Термин «свободные» означает, что любой гражданин может записать своего ребенка в эти школы или воспользоваться их услугами. Клиентура «свободных» школ может быть как богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, помогают школе в качестве помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.

Вот как описывает одну из типичных альтернативных школ Т. С. Комарова. «Расположена она в одноэтажном здании, устроенном внутри так, что для классов и физкультурного зала выделена середина здания. Вокруг них по всему периметру здания проходит довольно широкий коридор, используемый для бега во время занятий физкультурой. Классы друг от друга отделены невысокими шкафами для книг и пособий. В классах столы трапециевидной формы. Для занятий в день нашего посещения они были составлены в разных классах по-разному: в несколько горизонтальных рядов, по два в шестигранники, по несколько столов, образуя что-то вроде круглого стола. Разнообразие шкафов, расстановки столов, оформление классов создавало живую непринужденную картину, лишенную стандарта и скуки. Также были выделены зоны для отдыха учащихся, где установлены телевизор, магнитофоны, разнообразная мебель. Дети могут собраться в этих зонах, послушать музыку, поговорить. На вопрос, не мешает ли такая обстановка занятиям, учителя ответили отрицательно» [20, с.115].

2. Школы внутри школы

Это альтернативные мини-школы, которые формируются как классы внутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от школ 1 типа не имеют собственного помещения. Они возникают там, где небольшое число учащихся и учителей объединяются в класс, в котором используют нетрадиционные методы обучения. Они специализируются на определенной теме (например, экологии) или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рассчитана на целый день занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время дня дети могут посвящать обучению в традиционной школе или проводить дома.

3. Домашнее альтернативное воспитание

Некоторые родители не доверяют обучение детей младшего школьного возраста школе, предпочитая обучать их дома. Иногда эти родители объединяются, приглашают к себе домой преподавателей из государственных школ. Учителя занимаются с небольшим числом детей по программе, приближенной к стандартному обучению. В домашних альтернативных школах используется неформальный подход к методике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей, приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.

4. Общинные многонациональные школы

Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовых групп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, они предлагают иные, по сравнению с государственными школами, программы, такие, как двуязычное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (для детей вновь прибывших иммигрантов). Осознание этнических и расовых особенностей находится в центре внимания этих школ. Они, как правило, расположены в тех штатах, где особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны на идее культурного плюрализма и на необходимости осознать различное культурное происхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.

Следует особо отметить, что между официальной и альтернативной школами существует и некий средний тип. Для него характерно восприятие методов и принципов обучения альтернативной и официальной школы, их синтез. В этих «серединных» типах школ учителя получают право свободного выбора форм обучения. Здесь нет единого учебного плана, педагогам дана возможность работать по программам, составленным из групп обязательных и необязательных предметов, которые они сочетают в различных комбинациях.

Главная особенность альтернативной начальной школы -- в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития своих учащихся. Отсюда -- постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этом альтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Как известно, дети этой возрастной группы отличаются особенностями мышления. Шестилетним детям свойственно конкретное мышление, и им требуется осязать предметы. Они легче могут постигнуть, например, сложение и вычитание, если будут держать в руках предметы, которые считают, а не смотреть на цифры, написанные на доске. Поэтому ведущим компонентом нетрадиционного подхода к обучению является акцент на предметную деятельность. Для этого школы оборудованы соответствующими наглядными пособиями, занятия часто проводятся на открытом воздухе, поощряются экскурсии. Администрация одной из школ обратилась к властям с просьбой предоставить школе автобус на время проведения урока по изучению правил дорожного движения. Ученики с помощью учительницы и водителя наглядно ознакомились и с правилами движения, и с устройством машины. Затем на уроке дети рисовали светофор, моделировали уличное движение на специальном стенде, конструировали модель автобуса, обсуждали сведения, приобретенные во время экскурсии по городу.

В альтернативных классах особенно распространены такие формы работы, как свободная дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций, в ходе которых дети учатся рассуждать и формулировать свои мысли. Как правило, эти дискуссии затрагивают ряд тем учебного цикла, актуализируя межпредметные связи. Открывая такую дискуссию, требующую практического применения знаний по истории, географии и культуре поведения, учительница сообщает ученикам о том, что одежда, манеры, поведение человека свидетельствуют о том, откуда он родом.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте для детей особенно важным является процесс общения, педагоги-альтернативисты настаивают на том, чтобы дети как можно больше занимались группами, приобретая тем самым навыки коллективной деятельности, сотрудничества, сопереживания, соучастия. Учитывая неравномерность развития детей этого возраста (шестилетний ребенок, который вчера еще был отстающим, завтра может обогнать в развитии своих сверстников, если ему помочь в этом на основе современной методики обучения), педагоги-альтернативисты считают целесообразным организовывать разновозрастные классы, в которых дети постарше могли бы помогать в работе младшим, а более способные дети -- менее способным. Поэтому в альтернативных начальных школах часто можно увидеть классы, в которых обучаются дети 5-8 лет совместно. В этих разновозрастных классах обычно царит дух дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи.

В то же время сохраняется характерная черта американской педагогики -- поощрение индивидуальной деятельности детей, их личных успехов, стремления выделиться. Однако в современной альтернативной педагогике акцент делается на примирении индивидуалистической ориентации в воспитании ребенка с групповыми и общественными интересами, ценностями и нормами, которые ему необходимо усвоить, чтобы стать полноправным членом общества. Иными словами, сторонники альтернативных методов в педагогике полагают, что молодой американец с детских лет должен не только обладать способностями к яркому самораскрытию и преодолению внутренних конфликтов, но и сочетать это с интересом к общественным заботам, способствующим воспитанию чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все более и более в США значимую роль играют именно альтернативная начальная школа. Американская педагогика не стоит на месте она ищет альтернативные пути, пути решения многих проблем. Альтернативная начальная школа справляется с такими проблемами. Но если говорить, сравнивать с нашей республикой, то альтернативная школа может существовать у нас, с большими «но!». Но не надо забывать о менталитете двух народов, что подходит американскому ребенку, не подойдет белорусскому ребенку. Жизнь в нашей стране остается на низком уровне, а так как значительная часть альтернативных школ - это платные школы, то говорить о создании таких школ у нас рано. Безусловно, в этих школах много положительного, новые методики, новые подходя в обучении. Перенимать положительный опыт необходимо, интересоваться педагогам новыми идеями - это, значит, повышать свой профессионализм.

2.3 "Школа Завтрашнего Дня" в США

Американское образование в очередной раз подходит к заключительной фазе самооценки своих реформ. Это случается почти каждые десять лет.

18 апреля 2001 года президент выпустил программу "Стратегия образования". Это был смелый, комплексный, далеко идущий план реформы образования. В нем была выражена глобальная цель общества - Америка должна стать тем, чем ей следует быть: мировым лидером, эталоном.

Кампания рассчитана на девять лет. Ее цели направлены на ликвидацию имеющегося разрыва в знаниях и умениях учащихся. Предстояло изменить отношение к учебе в целом.

Программа состоит из четырех частей. Их реализация осуществляется одновременно.

1. Для тех, кто сегодня учиться в школе, нужно радикально изменить школы. Все 110000. Их предстоит сделать не только лучше. Они должны стать более ответственными за результаты своего труда.

Реализация этой части базируется на четкой системе отчетности и контроля. В ходе ее реализации предполагается разработать стандарты на мировом уровне, использовать американские тесты успешности обучения, ввести стройную систему поощрений за все нововведения.

2. Завтрашние учащиеся должны прийти учиться в новые школы, которые бы отвечали требованиям нового столетия.

Предполагается, что это будут лучшие школы в мире, ориентированные на достижение общенациональных целей образования. "Говоря о наших национальных задачах в области образования, мы должны перейти от намерения улучшить школу в ее существующем виде к созданию чего-то такого, что выходит за ее рамки - назовем это "меташколой" или "супершколой". Современная электронная технология - основа такой школы. Она открывает ученикам доступ к неограниченным источникам информации, позволяя им устанавливать контакты с другими учениками и учителями по всем Соединенным Штатам и за их пределами, а также подключать свои компьютеры к базам данных - электронным хранилищам информации, которые уже в недалеком будущем будут содержать в себе изрядную долю общечеловеческого знания. "Меташкола", учебное заведение совершенно нового типа, действительно может возникнуть в результате удачного сочетания взаимодействующей технологии и обучения, основанного не на преподавании, а на сотрудничестве учеников. Такое образование будет использовать потенциал всех наших детей и неизмеримо увеличит достижения отдельной личности и успех нации в целом при вступлении в новое тысячелетие." - таково мнение одного опытного наблюдателя. Джордж Леонард более 40 лет занимается исследованием и пишет на темы образования в Соединенных Штатах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.