Рефераты. Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями (на примере г. Биробиджана)

Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями (на примере г. Биробиджана)

4

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Теоретический анализ социальных технологий в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями
    • 1.1 Нормативно-правовая база семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1.2 Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями
Введение

Тема курсовой работы "Технологии опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Биробиджана" обоснована значимостью явления возрождения института опеки и попечительства в связи с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В детских домах и приютах, домах - ребёнка, школах - интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется около 130 тысяч таких детей [10]. Это не просто официальная статистика.

Это статистика, за которой скрывается не какая-то обезличенная масса людей, а абсолютно конкретные дети, которые очень нуждаются в семье.

Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом. Возможным разрешением этой катастрофической ситуации, может быть предотвращение социального сиротства и продвижение семейного устройства детей и поддержки со стороны государства тем семьям, у которых дети находятся под опекой и попечительством.

Самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания. По данным Минздравсоцразвития, в последние годы удалось сократить детскую беспризорность на 5 тыс. - до 3,5 тыс. детей. В то же время в России насчитывается более 740 тыс. так называемых социальных сирот, из которых около 500 тыс. растут в неблагополучных семьях. Ежегодно около 160 тыс. детей уходят из дома. Свыше 200 тыс. ребят находятся в государственных учреждениях. Сегодня в стране 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. [11]

В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставило соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей и технологии в продвижении детей в приёмные семьи.

Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми является одной из ключевых задач современной государственной семейной политики. Действующая в настоящее время система государственной социальной поддержки семей с детьми претерпевает значительные изменения. Это в первую очередь связано с реализацией приоритетных национальных проектов, а также с концентрацией усилий государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала.

Важным здесь является факт поддержки высшими органами государственной власти взаимосвязи этих направлений социальной политики с положением семьи и демографической ситуацией в России. Программно-целевой механизм их реализации обеспечивает стабильность и стратегическую направленность реализуемых мер.

Этот процесс начал широко обсуждаться общественностью, профессионалами и экспертами. Поиск оптимальных решений ведется с учетом мирового опыта, привлечения средств массовой информации, дискуссий, столкновений различных взглядов и концепций.

Ясно одно - каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о правах ребенка, имеет право на воспитание в семье. [1] Устройство ребенка-сироты в замещающую семью - безусловный приоритет социальной политики современной России. Семья во всех странах сохраняет значение одной из лидирующих ценностей, а институт брака признается наилучшей формой существования семьи. [12]

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон "Об опеке и попечительстве", который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

Таким образом, тема исследования является приоритетной, злободневной и актуальной.

Объектом исследования курсовой работы являются приёмные родители, опекуны и попечители, дети, оставшиеся без попечения родителей и взаимодействие между ними.

Предметом исследования является: особенности общих и частных технологий, применяемых в процедурах выявления, учёта и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи под опеку.

Цель исследования - исследование основных проблем социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать опеку и попечительство как правовой и социальный институт в системе гражданского общества;

2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

3. Изучить технологии профилактики и предупреждения сиротства и создания условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для полноценной жизни и интеграции их в общество.

Тема курсовой работы является животрепещущей в общественном сознании и над ней работают многие учёные правоведы и специалисты по социальной работе: Холостова Е.И., Павленок П.Д., Н. А Баринов, В.В. Витрянский, Т.Б. Кононова, Л.О. Красавчикова, М.В. Антокольская и другие.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в возможности применения исследованных технологий в деятельности всех субъектов защиты прав детей - органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений, комитетов социальной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Глава 1. Теоретический анализ социальных технологий в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями

1.1 Нормативно-правовая база семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 "Об опеке и попечительстве" и другие законодательные акты.

Во исполнение федерального законодательства принят целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ "О приемной семье", Постановление Правительства РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью", Постановление Правительства РФ "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением".

В разделе 6 Семейного Кодекса РФ законодательно регламентируются ситуации, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 18 посвящена защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст.121), выявлению, учету и устройству таких детей (ст.122, 123). Деятельность, регламентированная этим разделом, может осуществляться только органами опеки и попечительства, являющимися органами местного самоуправления. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей зафиксирована в статье 126. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения различных типов: воспитательные, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения социальной защиты и другие.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение) детей (глава 19). В статье 124 перечисляются категории детей, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Ст.125 регламентирует порядок усыновления ребенка. Усыновление детей рассматривается судом с обязательным участием усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, зафиксирован в статье 126. Определяются требования к лицам, имеющим право быть усыновителями (ст.127). Обстоятельства усыновления с согласия опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, приводятся в статье 131. Статья 132 содержит положение: если ребенок достиг возраста десяти лет, необходимо его согласие на усыновление. Исключение возможно только, если он считает усыновителей своими родителями. По статье 133 при усыновлении необходимо согласие супруга усыновителя.

Изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка, даты и места его рождения, а также запись усыновителей в качестве родителей ребенка регламентировано ст.134-136. Правовые последствия усыновления ребенка изложены в статье 137.

Отношения усыновителя и усыновленного приравниваются к родственным. Особо оговаривается сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия (ст.138). Тайна усыновления ребенка охраняется законом, и это положение закреплено в статье 139.

Ситуации отмены усыновления ребенка, включая его последствия, регламентированы ст.140-144. Они разрешаются в судебном порядке с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

В главе 20 дается описание правил установления опеки над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и попечительства - в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Дети, над которыми может быть установлена опека или попечительство, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями) детей, права детей, находящихся под опекой (попечительством), права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка - ограничения по всем этим вопросам заключены в ст.145, 146, 148, 150. Об опеке (попечительстве) над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты, и их правах говорится в ст.147 и 149.

Законодательство, связанное с образованием приемной семьи, приводится в главе 21. Образование приемной семьи осуществляется на основании договора, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), ст.151. Договор о передаче детей на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования детей; права и обязанности приемных родителей, включая их оплату труда; льготы, предоставляемые приемной семье по законам субъектов РФ; обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; кроме того, основания и последствия прекращения такого договора (ст.152).

Условия подбора приемных родителей изложены в статье 153. Условия передачи детей на воспитание в приемную семью приводятся в статье 154. Оно осуществляется с учетом их мнения, а для достигших возраста десяти лет - с их согласия. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют права на алименты, пенсию, пособия, другие социальные выплаты, право собственности или пользования жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством, а также правами, предусмотренными ст.55-57 Семейного Кодекса. Содержание детей, переданных в приемную семью, регламентировано статьей 155.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.