Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями (на примере г. Биробиджана)
другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье "группы риска" и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко - и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребенка. В противном случае, замещающая семья не сможет выполнить своих задач. Стихийно созданные, несопровождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единого социально-образовательного комплекса - системы межведомственного непрерывного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи
- это система психолого-педагогических мер, направленных
на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие
психолого-педагогические и социально-психологические условия
жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые
способствуют полноценному развитию и социализации личности
приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
Процесс психолого-педагогического сопровождения
- это цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;2) реализация этих программ;3) мониторинг программ;4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающим семьям, относятся:а) социально-педагогическое консультирование;б) социально-педагогическая диагностика и обследование личности;в) содействие в организации обучения на дому приемных детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии;г) содействие в организации профессиональной ориентации,профессионального обучения и трудоустройства приемных детей;д) содействие в проведении мероприятий для приемных детей.Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семье оказывается на экологическом, непосредственно семейном и индивидуальном уровнях.
Экологический уровень
- это создание общественно-поддерживающих механизмов для приемного ребенка. Главное на этом уровне - сформировать положительное общественное мнение в отношении замещающих семей и привлечения ресурсных семей (в качестве потенциальных кандидатов).При этом используются следующие информационные технологии.1) Привлечение средств массовой информации (установление контактов с заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей). Как показал опыт, на начальном этапе целесообразней привлекать местные СМИ, так как к ним выше уровень доверия населения, особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем продвижении семейного устройства на региональный уровень все большее значение стала приобретать поддержка в региональных и общероссийских СМИ - она позволяет повысить общественный статус замещающих семей.2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) преимущественно решают задачу информирования населения и распространения контактной информации.3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтеры из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллегами и др. делятся своим успешным опытом воспитания приемных детей. По аналогии с техникой "вирусной" социальной рекламы, такая информация распространяется среди населения быстрей, более адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официальным информационным каналам.На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по созданию вокруг приемного ребенка и замещающей семьи общественно-поддерживающей сети. Такая сеть включает в себя не только друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возможно кровных родственников ребенка), но и реабилитационное пространство - территориальную систему учреждений, организаций и структур, принимающих участие в реабилитации ребенка и поддержке замещающей семьи.
Непосредственно семейный уровень
охватывает работу с семьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор, подготовку и собственно сопровождение. На данном уровне решают следующие задачи:а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающихзамещающим семьям;б) изменение приоритетов в способах реагирования органовопеки и попечительства - передача ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи;в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоординированности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите прав детей.На
индивидуальном уровне
акцент делается на актуализации у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и успешную социализацию. Здесь институализируется практика отдельных, экспериментальных школ и курсов по подготовке родителей и детей к замещающей заботе.Особым видом работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи является повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыми нуждами (психологически неустойчивых детей, детей-инвалидов). Психическое развитие таких детей, как правило, нарушено в связи с вынужденной обособленностью, одиночеством, ограниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения в среду сверстников. При этом далеко не у всех детей наблюдаются выраженные нарушения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоит обращаться к специалистам. Между тем часто именно такие неявно выраженные проблемы в развитии служат причиной стойкой неуспеваемости, нарушения поведения, асоциальных поступков.Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая поддержки семьи
включает в себя три направления деятельности социального педагога: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).
Психологическая составляющая поддержки семьи
включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.В
посредническую составляющую поддержки семьи
входят три пункта:а) помощь в организации семейного досуга;б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).В основе модели большинства замещающих семей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи.Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:а)
психолого-педагогическое просвещение
как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;б)
гармонизация детско-родительских отношений
;в)
гармонизация супружеских отношений
;г)
гармонизация внутреннего мира замещающих родителей
,обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.По
первому направлению
(
психолого-педагогическому просвещению) акцент делается на ознакомление замещающих родителей с процессом социализации ребенка, на формирование у них представлений о потенциальных возможностях неродных детей, о том, что направленность личности и "Я-концепция", а также первоначальная образовательная среда создаются семьей.Наиболее удачными формами реализации данного направления, как показывает опыт, являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые дискуссии. [21]Кроме того, в ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования замещающих родителей. Наиболее распространенными оказались проблемы родителей-усыновителей, а также родителей "проблемных" детей, связанные с их личностными особенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией:1) эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности);2) физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);3) отсутствие взаимопонимания с детьми;4) недостаточный уровень педагогической компетентности;5) неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания, не соответствующие индивидуальным психическим особенностям ребенка и его способности к обучению;6) психическое нездоровье родителей (как пограничные психические расстройства, так и серьезные психические заболевания, нуждающиеся в применении психотропного лечения) [22]
Второе направление
- гармонизация детско-родительских отношений - ориентировано на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере взросления последних. Главными аспектами содержания гармонизации детско-родительских отношений должно быть:1) познание своего приемного ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений у приемных родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;2) укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;3) понимание сущности конфликтов между взрослыми и детьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.
Третье направление
- гармонизация супружеских отношений- призвано обеспечить благоприятный социально-психологический климат семьи, так как с принятием в нее ребенка не только супруги вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены. Особенностью семьи теперь следует считать переплетение разных этапов ее жизнедеятельности в одном, так как появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сформированный стереотип межличностных отношений задерживает ее в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится к утверждению по разному. В результате этого наблюдается нарушение устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых членов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнедеятельности семьи особым требованиям новой ситуации.Решить названные выше задачи позволяют прежде всего консультирование, диагностика, обучение приемам согласования, использование психотерапевтических методик, тренингов типа "Шаг навстречу". (
Метод
:
Тренинг построен в виде увлекательной игры, в которой на равных принимают участие родители и дети. В ходе тренинга и дети, и родители погружаются в интересный мир совместной творческой деятельности: это и рисование, и театральные этюды, и решение сложных командных задач).
Четвертое направление
- гармонизация внутреннего состояния родителей - стремится помочь замещающим папам и мамам снять напряжение, определить пути самосовершенствования, формировать адекватные представления о проявлениях негативных последствий принятия ребенка в семью, возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий, предостерегает их от ошибок, объясняет им необходимость соблюдения ряда условий. Здесь также эффективны индивидуальное консультирование, семейные тренинги, формы групповой работы по показаниям. [21]
Страницы:
1
,
2
, 3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.