Рефераты. Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Факультет психологии

Кафедра психологии развития, акмеологии

Дипломная работа

на тему:

«Социально-психологические факторы

эффективности общения преподавателя и учащихся»

Студентки 6 курса

Факультета психологии

Бочкаревой А.Н.

Астрахань-2010

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе
    • 1.1. Понятие общения как социально-психологического феномена
    • 1.2. Профессионально-педагогическое общение: понятие, виды, стили
    • 1.3. Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся
  • Глава 2. Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся
    • 2.1.Организация и методика исследования
    • 2.3. Результаты и их обсуждение
  • Выводы
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложение
Введение

Проблема эффективности общения преподавателя и учащихся занимает одно из центральных мест в педагогической психологии. Традиционно, под педагогическим общением понимается совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определя
ющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Проблемы педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Однако многие проведенные исследования дают в целом неожиданный результат, а именно, говорят о том, что регистрируемые в экспериментальных работах личностные характеристики не оказывает сколько-нибудь значимого воздействия на взаимные симпатии. Это относится к таким измеряемым по стандартным тестам чертам - как экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.. В связи с этим, нам представляется интересным, еще раз коснуться этой темы и попытаться выявить черты личности преподавателей, которые могли бы оказывать влияние на эффективность педагогического общения.

Актуальность. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально- педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе

Выявить и проанализировать критерии эффективности педагогического общения

Изучить личностные особенности преподавателей

Выявить взаимосвязь между личностными особенностями преподавателей и эффективностью педагогического общения

Предмет исследования: Факторы эффективного педагогического общения

Объект исследования: преподаватели и студенты Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что личностные особенности преподавателя и студентов влияют на эффективность их общения..

При написании данной работы нами были использованы методы: анализа литературных источников, наблюдения, опроса, которые проводились по методикам:

"Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" (модифицированный вариант анкеты А.А.Леонтьева);

"Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя" (Н.П. Фетискин);

"Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF" (версия С).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением надежных, валидных, апробированных методик и применением методов математической обработки данных.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе в достаточной мере описано влияние на эффективность педагогических коммуникаций стилей педагогического общения, но недостаточно исследованы качества личности, обеспечивающие эффективность общения в системе "Преподаватель-студент".

Практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в возможности разработки рекомендаций преподавателям АГКПТ на основании полученных результатов и проведении для них, развивающих и обучающих социально-психологических и психолого-педагогических тренингов и семинаров, с целью повышения эффективности работы преподавателей и учебно-воспитательного процесса в целом. Так же данная работа может быть использована преподавателями и психологами других учебных заведений в своей работе.

1. Анализ проблем эффективности общения в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие общения как социально - психологического феномена

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения оказывается центральным также и для социальной психологии, потому что порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и др. [63, с. 265]

Трактовка понятия «общение» в психологии во многом зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. [58, с. 105]

В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельности». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения гласят, что общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, а так же - осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. [59, с. 244]

Такое представление об общении характерно не только для периода абсолютного господства так называемой «деятельностной» парадигмы в отечественной психологии. Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф. Энгельса, и продолжает сохраняться по сей день. В современных работах она находит выражение в достаточно прямых и недвусмысленных положениях о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". При этом подчеркивается, что общение целесообразно рассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт. [63, с. 266]

Таким образом, и здесь общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение. Любое общение трактуется лишь как «специфическая форма совместной деятельности», как сторона совместной деятельности и как ее продукт.

Следует заметить, что традиция рассматривать понятие «общение» как производное от категории «деятельности» характерна как для московской психологической школы (А. Н. Леонтьев и его последователи), так и для ленинградской (Б. Г. Ананьев, согласно которому человек есть субъект трех основных видов деятельности: труда, познания, общения).

С другой стороны, категория «общения» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков, А.А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса. [63, с. 266]

Правомерность подобных утверждений можно проследить на примере так называемого фатического общения, понимаемого в психологии как общение, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения, фатическое общение отнюдь не выдумано психологами, но, напротив, постоянно имеет место в конкретной психологической реальности. Очевидно, любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось (вспомнили общих знакомых, поговорили о прошедших школьных годах, попереживали о несбывшихся юношеских мечтах и т. п.), хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности.

Идея автономности и самоценности общения может быть также обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу). Как известно, гуманистическая психология относит аффилиативные потребности личности (то есть необходимость в общении) в раздел основных. Общение необходимо человеку для того, чтобы поделиться своим горем, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, наконец, чтобы чувствовать себя человеком. Излишне уточнять, что общение представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью. Фрустрация потребности в общении, блокирование или ограничение ее реализации приводит к тяжелым стрессовым ситуациям.

В.В. Знаков, под общением понимает "такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)". [23, с.48-49]

Представления о несводимости общения к деятельности находят отражение в соответствующих определениях. Приведем одно из них полностью: "Общение -- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность". [56, с. 232-233]

В структуре общения традиционно принято выделять три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский); по другой классификации --гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев). Б. Ф. Ломов также выделяет три аналогичных компонента, определяя их как информативно-коммуникативный, регуляционно - коммуникативный, аффективно-коммуникативный. Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регулятивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.