Рефераты. Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

.М. Андреева в структуре общения выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. [2, с.82]

Разные авторы выделяют те или иные функции общения. Мы приведем довольно полную классификацию функций, предложенную Л. Карпенко: [58, с. 112-113]

контактная (взаимная готовность партнеров по общению к передаче и приему информации);

информационная (получение новой информации и обмен замыслами, мнениями);

побудительная (стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение его к тем или иным действиям);

координационная (взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности);

достижение взаимопонимания (и смыслового, и эмоционального);

эмотивная (обмен эмоциями);

установление отношений (осознание своего места в системе отношений, статуса, роли);

оказание влияния (изменение состояния, поведения, замыслов личности).

Далее необходимо отметить, что в общении выделяются содержание, цель и средства. Содержание общения -- это та информация, которая передается в процессе общения. Средства общения -- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в общении. Цель общения -- это то, зачем данная информация передается в процессе общения. [46, Кн. 1, с. 93--94]

В зависимости от содержания, целей и средств общение может подразделяться на многообразные виды. По содержанию общение бывает материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, мотивами), деятельностное (обмен" действиями, операциями, навыками). По целям общение делится на биологическое (ради поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (для укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). По средствам общение может быть непосредственным (при помощи естественных органов) и опосредствованным (с использованием специальных средств и орудий); прямым (через личные контакты) и косвенным (через посредников). Важнейшими видами общения людей являются также невербальное (без использования естественного языка, т.е. при помощи мимики, жестов, пантомимики и пр.) и вербальное (с помощью языковых средств). [58, с. 106] Среди видов общения можно выделить также деловое (включенное в какую-либо совместную, продуктивную деятельность) и личностное, инструментальное (не являющееся самоцелью, преследующее какую-то иную цель) и целевое (служащее средством удовлетворения потребности в общении).

Общение как восприятие людьми друг друга предполагает взаимопонимание между участниками этого процесса. Причем взаимопонимание может трактоваться как понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В последнем случае речь идет об установлении отношений особого рода (близости, привязанности), выражающихся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Но в любом из этих вариантов большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению (перцептивная сторона общения). Восприятие другого человека включает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе общения каждый из партнеров уподобляет себя другому, поэтому восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. Идентификация здесь выступает, как процесс уподобления, отождествления себя с другим. Близким к понятию «идентификация» является понятие «эмпатия». Эмпатия означает эмоциональное понимание другого. В отличие от процесса идентификации, эмпатия связана со стремлением не рационально, а именно эмоционально откликнуться на проблемы своего партнера по общению.

Не меньшую роль в процессе восприятия другого играет и рефлексия. Термин «рефлексия» довольно часто употребляется не только в психологии, но и в других областях знаний. В данном случае «рефлексия» трактуется как осознание действующим субъектом того, как в действительности он воспринимается и оценивается Другими. В процессе рефлексии формируется представление о том, как партнер по общению понимает тебя.

Общение как коммуникация осуществляется с помощью речи или/и неречевых средств. При этом речь может быть, как уже отмечалось в предыдущих темах, внешней (ориентированной на других) и внутренней (предназначенной для самого себя). Внешняя речь выражается в устной или письменной форме. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь осуществляется в форме лекции, доклада, ораторской речи. Диалоги, в свою очередь, также подразделяются на информационные, дискуссионные, исповедальные и пр. Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением невербальных средств. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинестику, паралингвистику, проксемику и "визуальное общение. [58, с108]

Кинестика -- система средств общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Паралингвистическая (качество голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая (включение в речь пауз, сам темп; речи и т.д.) системы - это системы вокализации. Проксемика -- нормы пространственной и временной организации общения. И, наконец, визуальное общение -- это контакт глазами.

Итак, в самом общем виде можно сказать, что общение -- это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

1.2. Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили

Существуют разные подходы к определению педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них.

А.Н. Леонтьев дает следующее определение: "Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". [36, с.3] Другие авторы определяют педагогическое общение: как "специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе" (С. С. Степанов) [72, Т. 2, с. 132], как "взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности" (К. К. Платонов). [54, с. 79] И. А. Зимняя считает, что "педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся" [21, с. 435].

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие цели педагогического общения: информационную, контактную, побудительную, координационную, эмотивную, понимание, установление отношений и оказание влияния. Описание перечисленных целей изложено в рис. 1.

Цели общения

Информационная

Обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.

Контактная

Установление контакта как состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности

Побудительная

Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий

Координаци-онная

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

Понимание

Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.).

Эмотивная

Побуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний

Установление отношений

Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду

Оказание влияния

Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности и т. д.

Рис. 1. Цели педагогического общения

В психологии интенсивно разрабатывалась проблема типологии стилей поведения учителей. Ее поставил знаменитый психолог К. Левин. Вместе с другим психологом, Андерсоном, он пришел к мнению, что от стиля поведения учителя зависит поведение учащегося. Если учитель не боится признать свою некомпетентность в чем-то, учитывает интересы учащихся,

оказывает им помощь в решении проблем, поддерживает их инициативу (такой стиль они называют интегративным стилем поведения), то учащиеся становятся более активными, социальными и саморегулируемыми [3, с.341, 342].

В 70-х годах западногерманские психологи Рейнхард и Анна Мария Тауш обратили внимание на то, что лишь незначительная часть учителей ведет себя интегративно, всего 2%, в то время как в 97% случаев они даже при обратной общей установке (т. е. при положительном отношении к классу) выбирали автократический путь поведения. [36, с. 14].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.