Рефераты. Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

ассматривая развитие младшего школьника как переход из одной среды в другую, можно обозначить доминирующие развивающие среды (культурные хронотипы), которые на определенном этапе выступают в качестве ведущих. При этом условии усиливается роль то одной, то другой среды и создаются условия расширения сферы взаимодействия, а также интегрирования форм педагогического процесса. Культурные хронотипы в своем влиянии на творческое развитие зависят от характера деятельности: репродуктивная, эвристическая, или продуктивно-творческая.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности. Учитывая тот факт, что начало творческой деятельности проявляет себя, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к "новой высшей ступени развития". Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с трудовой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.

Рассмотренные особенности способствуют тому, что в деятельности младшего школьника появляется целый ряд стимулов, которые способствуют становлению творческих отношений, проявляющихся в ином взгляде на окружающий мир, нестандартном подходе к жизненным ситуациям, изменении стиля жизнедеятельности, общения, системе ориентаций. Все это подводит к существенным изменениям в духовно-нравственной среде.

Педагогические возможности, заложенные в репродуктивной деятельности, тесно связаны, с одной стороны, с субкультурой и формирующимися отношениями, обусловленными возрастными детерминантами и, с другой, личностным развитием. Проникновение субкультуры ближайшего социального окружения в субкультуру клубной среды и их взаимопроникновние приводит к доминированию сначала неформальных, а затем - деловых отношений, которые, в конечном итоге оказывают обратное воздействие и на субкультуру группы сверстников, что имеет немаловажное значение. Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития. Подтверждение этому мы находим в трудах И.В. Бестужева-Лады, Б.И. Гришина, Л.А. Гордона, Г.А. Евтеевой, С.Н. Иконниковой, Э.В. Клопова, В.Д. Патрушева, Б.Л. Парыгина, показывающих, что поэтапное развитие и усложнение досуга в процессе творческого развития может рассматриваться как самоизменение культуры. В этом проявляется культурная значимость жизнедеятельности общества и деятельности в предпочитаемой области.

Творческое развитие в этом периоде обусловлено действием двух психолого-педагогических механизмов. Социальное окружение неразрывно связано с актуализацией и действием потенциальных свойств и отношений, выражающихся в интересах, склонностях, задатках (блок потенциальных возможностей). Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, совершенствует и развивает умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности). В этот период активно включается в действие когнитивно-деятельностный блок, связанный не только с общими, но и специальными творческими способностями.

Основной доминирующей микросредой на эвристическом этапе творческого развития является микросреда класса, школы, вуза, колледжа, лицея. Можно сказать, что на данном этапе превалирует культурно-образовательная микросреда, создающая предпосылки творческой деятельности в процессе ее интеграции с культурно-досуговой микросредой. С этим связан характер внутригрупповой жизни, традиции коллектива, взаимоотношения, характера лидерства. Сложившаяся в любительской общности индивидуальная микросреда во многом определяет развитие человека, его творческие успехи и эмоциональное благополучие.

Микросоциальные отношения, возникающие в эвристической деятельности, выражаются в гуманизации пространства межличностного взаимодействия, усиленном стремлении к общению и взаимодействию в процессе познания, определение своей социально-творческой позиции через соответствующее стремление к деятельности.

Общество сверстников смыкается в своем влиянии на творческое развитие с увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве.

Формирующееся чувство красоты и особая направленность восприятия дополняются духовными и эмоционально углубленными проявлениями, которые возникают на фоне возрастания эстетического начала.

Преобладание образовательной микросреды и общества сверстников обусловливает появление мотивов и потребностей в социальном, культурном, нравственном, духовном, художественно-эстетическом и, наконец, творческом развитии. Это тесно связано с отмеченными нами рефлексией, самоактуализацией и мобилизацией активности подростка, стремлении проявить свои потенциальные возможности в конкретном деле. Все это позволяет говорить о необходимости мотивационно-потребностного блока, который помогает отысканию нужной для индивидуальности сферы самореализации.

Макросреда создает более широкий фон для возможных творческих проявлений. Она вместе с обществом сверстников обеспечивает обогащение культурно-образовательного процесса через вхождение в мир культуры. От этого в конечном итоге зависят нравственные позиции и ценностные ориентации, а также своеобразие творческого поведения.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей. Данный блок творческого развития представляется в виде личностно-характерологической подсистемы.

Вместе с тем, преобладание микросреды способствует тому, что в процессе деятельности значительно повышается социальная, нравственная, духовная и личностная ценность творчества, что влияет на способности через иерархию ценностей. Этот механизм, действие которого основано на стимуляции творческих ориентаций через доминирующие ценности, можно обозначить как ценностно-ориентационный блок творческого развития.

Таким образом, действие рассмотренных механизмов творческого развития приводит к тому, что совокупность складывающихся в социокультурной среде отношений на микро- или макроуровне требует доминирования то одних, то других культурных хронотипов. Однако в целом можно сказать, что доминирование культурно-досуговой среды в процессе репродуктивной деятельности сменяется культурно-образовательной микросредой в ходе осуществления эвристической деятельности. Творческая же по существу деятельность балансирует эти влияния на макроуровне, в результате чего образуется культурный хронотип в форме макросреды, включающей в себя сконструированные культурно-образовательную и культурно-досуговую микросреду, интегрированные в систему.

Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,

· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,

· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,

· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших школьников.

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет.

В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим миром. С началом обучения ребенок должен овладеть основой наук за значительно короткий промежуток времени. Система научных понятий создавалась тысячелетиями, и то, что человечество создало в течение столетий, ребенок должен усвоить за небольшое количество времени.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Особую трудность для детей 6 -7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Ситуация обучения предъявляет новые требования к ребенку. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможешюстью и импульсивностью их поведения. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.