Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников
воспитание творческих потребностей и способностей.Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра -- первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Д.С. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.К. Дремов дает следующее определение: «Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. Разрешение проблемы создания оптимальных условий для эстетического воспитания и развития творческого личности позволило выявить следующие педагогические условия.Одно из главных условий - это отбор методов, приемов и форм проведения занятий.Приоритетными методами в процессе обучения изобразительной и декоративно-прикладной деятельности при реализации образовательных программ являются:- проблемные методы (проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций). Создание работ и поделок по собственному замыслу из нетрадиционного материала, побуждает детей к решению проблемы;- частично-поисковые методы (самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу, конкурсы, соревнования). Создание соревновательной ситуации служит положительному результату в решении той или иной проблемы.Использование в процессе обучения игровых методов является одним из важнейших условий обучения детей младшего школьного возраста.Игра раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится - немного техники, и работа превращается в «шедевр».Именно через использование различных игр на занятиях ребенок по-другому начинает воспринимать, понимать и творчески проявлять свое отношение к окружающему миру. Учитывая своеобразие художественного и прикладного творчества детей, их возрастные особенности, важно не только поддерживать стихийно возникающие игровые проявления, но и специально разрабатывать игры. Как игра, так и игровые приемы применяются в течение всего занятия. Готовый рисунок обыгрывается с помощью дополнительных средств. Например, на нарисованную поляну (рисование по теме «Страна цветов») прискакал зайчик или прилетели бабочки.Под воздействием игры дети приобретают способность «вживаться» в образ, «входить» в изображаемые обстоятельства.Чтобы процесс творчества был более живым, эмоциональным, используются потешки, стихи, сказки, загадки. Они создают яркий образ персонажа. На занятиях часто используются сказочные герои, которые нравятся детям: Незнайка, Буратино, Колобок, Мышка-норушка и др.Детям очень нравятся игры: «Найди 10 отличий», «Морское путешествие», «В гостях у сказки», «Какие животные спрятались?».Немаловажным условием является использование интеграции видов искусств на занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений).Умелое использование игр и нетрадиционных форм в обучении изобразительной и декоративно-прикладной деятельности с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желания детей формирует способность к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности, тем самым создавая условия для развития творческой личности.Внедрение метода проекта в образовательный процесс является одним из эффективных условий формирования эстетического воспитания. Применение такого метода в обучении мотивирует детей к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.Главными компонентами проектной деятельности в младшем школьном возрасте являются не социальные экологические или экономические обоснования (непонятные и недоступные для данной возрастной группы), а именно интеллектуальный и творческий поиск.Доступной формой является создание семейных творческих проектов. Например, «Разноцветные мечты», «Тайны семейных традиций» в рамках конкурса социальных проектов «Я - гражданин России». Немаловажную роль в процессе обучения при реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности играют и другие проектные работы обучающихся: авторские выставки, участие в конкурсах и олимпиадах. Детям интересен сам процесс создания проекта, его презентация, при этом они самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки. Эффективность системы условий, формирующих эстетическое воспитание, была экспериментально проверена и доказана, что говорит о правильности выбора данной системы условий.
2.2
Эстетическое воспитание на примере творческого объединения
А.С.Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам.Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.В основу программы «Деревянная мозаика» заложена идея приоритетности эстетического воспитания детей через приобщение их к традиционной народной культуре. Вводя детей и подростков в мир искусства, на занятиях создаются условия для обогащения их внутреннего мира, формирования их духовных и нравственных качеств [3].Например, в учебно-тематический план первого года обучения включены следующие темы:* Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Древние корни народного искусства. Ремесла и промыслы народов Среднего Урала в Х1Х-ХХ вв.* Экскурсии в областной краеведческий музей. Знакомство с предметами ремесленно-промысловой деятельности народов Среднего Урала.* Посещение выставок уральских мастеров в Уральском центре народных промыслов и ремесел.* Встречи с уральскими мастерами в Муниципальном центре народного творчества и художественных ремесел «Гамаюн».* Праздничная культура и культура быта.* Национальные праздники и обряды народов Среднего Урала («Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Сабантуй» и т.д.). Традиции праздников, обряды, игры, праздничные подарки. Этика дарения подарков. Культура быта. Деревянная утварь и посуда народов Урала.В ходе практической работы ребята принимают участие в праздничных мероприятиях, посещают творческие программы в Уральском центре народных промыслов и ремесел, посвященных национальным праздникам народов Урала. Также участвуют в выставках фотографий, праздничных подарков, изготовленных своими руками.Следующим этапом является изучение истории художественной обработки древесины:* Наличие древних традиций деревянного зодчества в архитектурной резьбе старинных домов г. Екатеринбурга.* Знакомство с коллекциями: а) Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства;б) Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала;в) Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян и т.д.В систему воспитательных дел в объединении «Деревянная мозаика» организованно вплетаются средства, стимулирующие эстетические чувства. В этом важнейшую роль выполняет интерьер кабинета для занятий. Рабочий кабинет - это дом, в котором ребята проводят часть своего времени, и сделать его родным, близким и красивым - задача вполне посильная.Стены нашего кабинета украшены домовой резьбой. Резьба придает помещению особый, чисто русский колорит, благодаря чему общая композиция приобретает совершенно неотразимый вид. Помимо красоты, сам кабинет получает экспрессивное настроение национального духа, традиции и защищенности.Домовая резьба имеет свой художественный язык, несложный, но богатый. Дети начинают видеть мир другими глазами, а главное - величие и красоту Древней Руси.Если при одном взгляде на оформление кабинета душа радуется, - значит, цель орнаментального украшения достигнута, что позволяет в глазах ребят повысить авторитет культуры и вернуть нравственные идеалы.Желание самостоятельно украсить свой кабинет, придать ему особенный неповторимый облик позволило и детям, и педагогу выбирать украшения по своему вкусу. Например, оформление классной доски - в виде фасада резной избы. Красота оформленного кабинета - одно из средств воспитания ребенка (см. Приложение 1).Красота - это гимнастика души, она выпрямляет дух, совесть, наши чувства и убеждения. В понимании и чувствовании красоты - могучий источник воспитания.Решая конкретные задачи эстетического воспитания, можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию младших школьников.Каждая конкретная задача по эстетическому воспитанию опирается на микросреду, т.е. то окружение, которое сопровождает ребенка ежеминутно. Также внимание школьников проецируется на элементы макросреды, ставя задачу - сформировать предпочтительное отношение к ним.Высшая ценность - духовное и материальное наследие народа, исповедующего идеалы, выраженные в категориях добра, истины, красоты.Таким образом, при формировании основ эстетического воспитания, большой упор делается на социокультурную среду, которая является одним из важных условий становления личности ребенка.Заключение
Реалии современной жизни подводят педагогов к необходимости учета возрастающего значения социокультурной деятельности подрастающего поколения. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности со средой может вступить в противоречие, если социокультурная деятельность не становится механизмом формирования необходимых качеств личности. Эстетическое воспитание младших школьников происходит под влиянием постоянно меняющихся условий, как внешних, так и внутренних. Меняется общество, экономическое положение, социальные роли ребенка (от дошкольника к школьнику), меняются друзья, привычки, увлечения, меняется внутренний мир. Все это накладывает отпечаток на эстетическое воспитание, а иногда является и необходимым условием для формирования его основ.Эстетическое воспитание происходит непосредственно средствами художественного воспитания. В школьном курсе присутствуют изобразительное искусство, музыка, литература. Обогащение непосредственных художественных представлений знанием законов искусства и мастерства художника не умаляет роли эмоциональности восприятия. Возможности художественного образования, предоставленные общеобразовательной школой, ограничены. Поэтому они должны компенсироваться дополнительным образованием, а также семейным воспитанием, в первую очередь.Большую роль в формировании эстетического воспитания играют фильмы, поэтому влияние окружающего социума в данном аспекте очень велико. Таким образом, социокультурная среда оказывает непосредственное влияние на все средства, используемые семейной и школьной педагогикой в формировании основ эстетического воспитания. Литература
1.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. - 217 с.2. Вечканова Е. Читатель-школьник в социокультурном пространстве// Педагогика. - 2007. - №2. - С.45-47.3. Иванов В.С. Эстетическое воспитание детей в детском творческом объединении «Деревянная мозаика»// Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №7. - С.47-49.4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2005. - 210 с.5. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2001. - 452 с.6. Наседкина Г.А. Опыт социокультурной деятельности школьников в системе дополнительного образования //Дополнительное образование. - 2006. - №5. - С.14-18.7. Нейгруц Т.В. Интеграция образовательных программ художественно-эстетической направленности в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. 2008. - №9. - С.37-41.8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.9. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 2004. - 214 с.10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: НИИОП, 2002. - 232 с.11. Хамидуллина Р.А. Терминологическое поле проблемы развтия эстетической культуры // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т.13. №4. - С.1118-1120.12. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности // Культурологические исследования в Сибири. - Вып.1. - Омск, 1999. - С.452-457.13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М.: Логос, 2005. - 356 с.14. Широкова О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде // Дополнительное образование. - 2005. - № 8. - С.31 3315. Ягненкова Н.В. Эстетическое воспитание. Актуальность и вечность проблемы// Вопросы образования. - 2007. - №12. - С.45-49.
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.