Рефераты. Содержание и структура школьного юридического образования

p align="left">Требует пояснения обоснованность объединения в одном курсе правоведческого и политологического разделов. Право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая не всегда реализовывалась в прошлом. Хорошо известно, что представляет собой политика, не опирающаяся на строгие правовые основы, игнорирующая законы, исходящая из принципа «практической целесообразности».

Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Само понятие «государство», например, и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент политической системы общества. Понятие «правовое государство» подразумевает верховенство закона в любой сфере социальной действительности, разумеется и в политике.

Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Гражданин -- это по преимуществу участник политической и правовой жизни страны. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся основной школы.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. И не случайно. Практика образования молодых людей в демократических странах показывает, что правовое образование и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

Главная трудность создания гражданско-правовых курсов заключается в неустоявшемся характере российского законодательства в целом. Вместе с тем неразумно ждать того времени, когда наше законодательство приобретет устоявшийся, стройный вид. В принципе имеющихся законоположений достаточно для успешного гражданско-правового образования школьников. Кроме того, теория права содержит немалое количество вечных вопросов, таких, как соответствие права морали, разумность и мера наказаний, суть правового государства, правовой культуры и др.

Данный курс рассчитан на традиционные 35 ч. Это, конечно, обрекает его содержание на неизбежную беглость, фрагментарность. Сгладить эти объективные трудности можно путем испытанного проблемного построения работы с учебным материалом, чередования обзорных лекций с семинарскими занятиями, использования систем консультантов и т. д.

Вместе с тем в условиях относительной самостоятельности школ в выборе содержания и форм обучения не исключено, что некоторые учебные заведения смогут выделить для этого курса 2 ч в неделю. Такой вариант организации работы по курсу следует считать оптимальным. В этом случае схема занятий по каждому параграфу такова: один час уделяется основному тексту (ответам на вопросы), второй -- хрестоматийным текстам, практикуму и темам для сочинений и обсуждений.

Помимо учебного пособия «Право и политика», учебно-методический комплект по курсу включает методическое пособие, рабочую тетрадь. См. Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас: Пособие для учителя. - Екатеринбург, 1995, с.43

2.2 Методическая разработка учебного занятия

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

В соответствии с современной концепцией школьного общественного образования, а также с Государственным стандартом высшего образования учителя и студенты должны владеть методикой преподавания общественных дисциплин. Предлагаемые методические рекомендации для практических занятий студентов нацелены на формирование у них профессиональных качеств учителя современного типа. Они призваны помочь студентам овладеть методическими знаниями и умениями, приобрести начальные навыки творческого педагогического труда. См. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2007.

Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует от студентов постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учителя и старшеклассников. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории.

Теоретические знания, необходимые для практических занятий, даны в методических рекомендациях в виде перечня вопросов «для обсуждения и самопроверки», которые студенты могут извлечь из материала соответствующей лекции и путем самостоятельного изучения рекомендованной литературы.

В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Рассмотрим в качестве примера несколько фрагментов уроков обществознания, на которых рассматриваются вопросы права.

Например, тема: «Место и роль права в системе социальных норм».

При обсуждении первого вопроса «Место и роль права в системе социальных норм» предложим старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в чем суть социальных норм, каковы составные элементы системы социальных норм.

Норма - это правило, образец;

Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.

Все социальные нормы в той или иной степени взаимосвязаны между собой, особенно близкая связь существует между моралью и правом. Они способствуют установлению согласия в обществе, гармонизации отношений между обществом и природой, между личностью и обществом. Целый ряд моральных и правовых норм совпадают (не наноси вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги и др.),

Вместе с тем право и мораль выступают разными социальными регуляторами. Учащимся целесообразно предложить развести приводимые ниже характеристики социальных норм: правовые нормыи моральные нормы.

Социальные нормы выступают правилами поведения людей, эти правила:

- регулируют поведение людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле,

- устанавливаются государством,

- остаются писанными,

- обеспечиваются внутренним «Я», опираются на общественное мнение,

- не нуждаются в обобщении со стороны государства,

- не оформляются в виде государственных или международных документов,

- обеспечиваются принудительной силой государства,

- зарождаются раньше,

- имеют более широкое поле действия,

- тесно связаны с государством,

- регулируют самые важные для человека и общества отношения.

Напомнив учащимся, что определение понятия содержит главные признаки определяемого объекта, предложим им выделить основные признаки права. Вывод-обобщение: право - это система обязательных норм поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых и поддерживаемых силой государственного принуждения. См. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №3, с.16.

Следующий фрагмент урока «Место правовых отношений в жизни общества»

Если же право регулирует большинство вопросов общественной жизни, в том числе вопросы свободного времяпрепровождения, выбора религии, дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь идет о полицейском государстве.

Учитель кратко знакомит старшеклассников с тем, какие главные вопросы регулируются с помощью права в каждой основной сфере общественной жизни. При наличии учебного времени в хорошо подготовленном классе вопрос может быть предложен для обсуждения самим старшеклассникам.

Затем учитель дает характеристику сфер жизни общества.

На основе следующего графического изображения места права в различных сферах жизни общества учащимся предлагается определить, где обозначены политическая и духовная сферы.

Итак, право выступает регулятором всех сфер общественной жизни, но в разной степени. Выполнение правовых норм, способствует регулированию всех сфер жизни, наведению порядка, ликвидации хаоса и беспредела.

По поводу системы права в учебнике Никитина А. Ф. сказано: «Поскольку правовое регулирование, как вам известно, охватывает все основные сферы жизни общества, система права - это поистине гигантский юридический мир. Чтобы его толково организовать и сделать удобным для правовой деятельности, осуществляется деление всей системы на элементы. В числе важнейших ее элементов назовем: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права». Никитина А. Ф. «Право и политика»: 9 кл. -- М., 2002, с.136

Далее даются определения: нормы права, институты права, отрасли права.

В целях закрепления соотношения норм, институтов и отраслей права учащимся могут быть следующие задания.

«Очень эффективны на уроке проведений дискуссий, так как они дают возможность ученику высказать свою точку зрения и учителю предоставляется возможность, в случае неправильной точки зрения, аргументировано исправить ее.» См. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации 9 - 11 кл.-- М., 1995, с.27

Рассмотрим уроки обществознания в 9 классе.

Тема « Нарушение и защита прав человека»

Тип урока: итого-обобщающий в форме дискуссии.

Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Вводная информация - учащиеся готовятся по заранее поставленным вопросам (они записаны на доске), каждый высказывает свое мнение).

3. Защита прав детей - вводное слово учителя и практическая работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав детей.

4. Учащимся предлагается высказать свое мнение по предложенным вопросам и высказываниям.

5. Размышление (рефлексия).

6. Подведение итогов (тестирование) - проводится при двухчасовом занятии

Формы и методы: беседа; практическая работа; сравнение; обобщение; рефлексия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.