Рефераты. Содержание и структура школьного юридического образования

p align="left">Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и свободы человека и гражданина; понятие абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы следует обратить внимание при изучении темы:

1) Что такое права человека?

3) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?

В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к выводу: права человека принадлежат любой личности изначально и государство лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование и т.д.

2. Вводная информация.

На доске записаны вопросы. Наиболее подготовленные получают задание представить на них ответы. Этот этап урока должен решить задачу мотивации, вызвать у учеников желание принять участие в дискуссии. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россия подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, Вы включили бы в этот отчет?

Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:

1) Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?

2) В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?

3) Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д.

4) С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к смертной казни: «Приговор окончательный и обжалованию не подлежит»? учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Практическая работа.

Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка. Для обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Почему в названии французской декларации употребляется понятие: не только «человек», но и гражданин?

2. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь?

3. Существует правовая норма, в соответствии с которой во время следствия и суда должен присутствовать педагог. Каков смысл этого требования?

4. Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют «духу» прав человека:

свобода есть возможность делать все, что мне захочется;

свобода есть право делать все, что дозволено законом;

свобода есть независимость от норм, установленных людьми;

свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

5. Размышление (рефлексия). Учащимся предлагается продолжить, в частности, такую фразу: «Я считаю, что права человека нарушаются тогда, когда…»

6. Подведение итогов (тестирование). «Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенный учащимися. Но в любом случае учитель должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку проделанной работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих занятиях курса «Обществознание». См. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. ; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - М.: Вита-Пресс, 1999. - 152 с.

Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. «Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. См. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4, с.2-3

Очень эффективны при изучении отраслей права игры. Вот некоторые правила проведения уроков по уголовному праву в форме игры:

Обучаемые должны получить четкие инструкции по организации игры и правилам, согласно которым она будет производиться.

Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

Игра должна быть четко продумана (для этого формулируется цель, задачи, методы, прогнозируемый результат).

Нельзя проводить из урока в урок игры, не обобщая правового материала.

В игру следует вовлекать всех учеников.

Каждая игра по завершению должна быть обсуждена, проанализирована.

В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

Игра должна носить добровольный, творческий характер и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки правомерного поведения.

Можно проводить самые разнообразные игры по правовой тематике, например: «Выборы президента», пресс-конференция «Проблемы уголовного права» и др. Можно предложить в качестве примера фрагмент игры-конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ: лишение свободы; ссылка; высылка; предание публичному позору; штраф; четвертование; избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный вариант).

Правильный ответ: Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.

Эффективно на уроке использовать и нормативно-правовые акты. Например, учитель излагает исходную ситуацию. В ней говорится о том, что предстоит обсудить. Например: «Ребята, вы устраиваетесь на работу. В настоящий момент, вам предлагается проект контракта. Внесите изменения или добавьте новые пункты в права и обязанности работника и работодателя. Не думайте о том, реальны они или нереальны. Высказывайте любую мысль. Нельзя критиковать другие предложения. Секретари все фиксируют на доске». Поведение учителя или другого ведущего должно быть доброжелательным, с чувством юмора. Критики не допускается. Учащиеся выслушивают и, если им что-то не понятно, задают вопросы. Выяснение вытекающих из исходной информации выводов. Возможно предъявление дополнительной информации. Учитель в случае необходимости еще раз подчеркивает конечную цель.

Интегрированные уроки позволяют от школярного подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. См. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя.- М, 2003, с.30

Вот примеры практического осуществления межпредметных связей права и истории. Это интегрированные уроки при изучении тем конституционализма. Например, «Россия на современном этапе» будет посвящена изучению истории создания и положений Конституции РФ и совмещать урок права. Его можно провести в виде семинарского занятия по плану:

Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

Структура Конституции РФ 1993 г.

Правовая охрана Конституции РФ 1993 г.

Характеристика основ конституционного строя России.

Таким образом, учащиеся могут проследить возникновение и развитие государственных институтов и права, которые предусмотрены программой как истории России, так и обществознания.

При разработке тематического планирования курсов права целесообразно ориентироваться на рекомендации примерных программ по праву для основной и старшей школы (базовый и профильный уровни). Примерные программы по праву составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Они конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции правового образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.

Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учащихся. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Рассматривается правовое образование как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, которая включает в себя правовое знание. При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования.

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. В старшей школе базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. См. СанПиН 2.4.2. 178-02, Минюст России 05.12.02 г., рег. № 3997

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

При разработке тематического планирования курсов права целесообразно ориентироваться на рекомендации примерных программ по праву для основной и старшей школы (базовый и профильный уровни). Примерные программы по праву составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Они конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. И не случайно. Практика образования молодых людей в демократических странах показывает, что правовое образование и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азаров А. Я. Права человека. Новый взгляд.-- М., 1995.

2. Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского образования в России //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8

3. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. -1997.--№3,

4. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. Пособие для учителя.- М,, 2003.

5. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе //Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.-№3

6. Человек и общество /Под ред. Л.Н. Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2004

7. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания //Право в школе.-2004.-№4

8. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское образование в школах Москвы // Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10

9. Гражданское образование Под ред. Н.Воскресенской , И.Фрумина. Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2000 г.с.2

10. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. -СПб.: Специальная литература, 1999.- 566 с.

11. Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас: Пособие для учителя.-- Екатеринбург, 1995.

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Учительская газета.- 2002.- №31.

13. Концепция образовательной области «Обществознание» : история, обществоведение, география, экономика // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005- №3

14. Международные документы по правам человека. Сборник. - СПб: «Специальная литература», 1997. - 123 с.

15. Морозова В.С. Выбор есть //Право в школе.-2004.-№3

16. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации* 9--11 кл.-- М., 1995.

17. Никитина А. Ф. «Право и политика»: 9 кл. -- М., 2002.

18. Образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию// Обществознание.- 2005.- сентябрь. (№33) - Приложение к газете «Первое сентября»

19. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. ; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - М.: Вита-Пресс, 1999. - 152 с.

20. Панарин А. С. Введение в политологию.-- М., 1994.

21. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8

22. Поливанова К.Н., Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. «Сибирский учитель» Выпуск №2(26), Март-апрель 2003

23. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4

24. Программа «Правовое образование» Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В., - 2002.

25. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Третий этап - основная школа 9 (8-9 классы)/ под ред. Н.И. Элиасберг.- Спб.: Специальная литература, 1999.- 157 с.

26. Соболева О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10

27. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089.

28. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Обществознание»// Преподавание обществознания в школе.- 2005 -№3.

29. Федорович Н.А. Правоведение. - М.:Открытый мир.-1997

30. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII - XIX вв.). Книга для чтения. СПб.: Специальная литература», 1996. - 162 с.

31. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования //Право в школе.-2004.-№3

32. http:// school. edu. ru.

33. www.krugosvet.ru

34. http://www.system.ru/

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.