Разнообразные пути созданы с помощью рельефа. Тропа то взбирается вверх, нависает над обрывом, то огибает отвесную скалу. Площадки для осмотра организованы в ельнике, тростниковом болотце, осиннике и т. д.
Одна из композиций посвящена демонстрации не объектов, а процессов. Это уникальная возможность реально увидеть рельефообразующую деятельность оврагов, в которой показаны стадии роста оврагов и механизмы их развития.
В зооучебном парке животные находятся в естественных условиях -- в «загоне» с периметром 17км. Деревянные настилы смотровых площадок выдвинуты над специальными вольерами так, чтобы дать хороший обзор и не беспокоить животных. В целом, вероятность встречи с лосем, кабаном, косулей, оленем, зайцем, лисой или бобром зависит от осторожности поведения посетителей.
В национальных парках США на основе глубоких традиций (первый из них был создан в 1872г.) разработаны основные принципы учебно-просветительного подхода.
1. Отдается предпочтение «разъяснению и пропаганде знаний» по сравнению с прямыми запретами и ограничениями.
2. Еще вне парка проводится подготовка посетителей к восприятию информации - «развитие ожиданий».
3. В парке посетители получают «информационные услуги», помогающие им осознать ценность природы.
4. В путешествии посетителя вовлекаются в процесс познавания и повышают свою природоведческую квалификацию.
Задачи экологического образования и, прежде всего школьников, доминируют в деятельности российских национальных парков: Лосиный Остров (Москва, создан в 1983г.), Сочинский (1983г.), Самарская Лука (1984г.), Марий-Чодра (1985г.), Прибайкальский (1986г.) и др. [17]
2.2.2 Учебные экологические тропы
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
1) педагогов и студентов;
2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;
3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Примерами экологических троп могут служить: тропа природы «Матвеевский лес» на окраине Москвы, разработанная сотрудниками и студентами МГУ; тропа Бажукова в 40км от Свердловска, созданная студентами из дружин по охране природы Уральского университета, Свердловского архитектурного института и МГУ; тропа «Измайловская» (Москва) - создатели: Московская школа № 446, Академия педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования) и Измайловский лесопарк; тропа «Пущинская» - АПН СССР, Всероссийское общество охраны природы, Пущинский муниципалитет, Пущинский научный центр АН СССР (ныне Российская академия наук) и т. д. [25]
2.2.3 Экологические экскурсии
Стратегия проведения экологических экскурсий
Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологическая экскурсия (от лат. excursio - поездка) - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. [1]
На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъектно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде. [25]
2.2.4 Экологический лагерь
Летний экологический лагерь - комплексная интенсивная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте. [17]
2.2.5 Апробация внеурочных и внешкольных форм экологического образования в ЕСОШ №2
В ЕСО школе № 2 на протяжении 2007-2009гг мы совместно с учителем биологии опробовали некоторые формы экологического образования, нами была разработана программа школы «ЭКО - ДО» (см. Приложение 1).
1. Первым из проведенных мероприятий был праздник «День птиц» (март 2007г). За два месяца до проведения праздника в школе был создан оргкомитет, в который входили: директор школы, завуч, учитель биологии, два активиста-ученика (оргкомитет руководит подготовкой сценария утренника, экспонатов для выставки, формирует вопросы викторины, разрабатывает программу и задания для праздничного КВН).
За месяц до Дня птиц начался конкурс стенгазет «Птицы России», конкурс кроссвордов и проводилась викторина «Что ты знаешь о птицах?». В этих конкурсах принимали участие учащиеся всех классов. Вопросы викторины были составлены с учетом возраста школьников, соответственно и итоги конкурсов подводились отдельно в разных возрастных группах.
Основными критериями при оценивании стенгазет являлись достоверность и актуальность материалов, а также их эстетическое оформление.
Вопросы викторины составлялись таким образом, чтобы они охватывали широкий круг проблем, связанных с орнитологией.
Ответы на вопросы викторины оформлялись в виде красочных альбомов. Оргкомитет оценивал лучшие газеты и альбомы и на праздничной церемонии наградил победителей.
Оргкомитет также готовил чертежи различных искусственных гнезд, инструкции по их изготовлению и развешиванию. Эти методические рекомендации вместе с набором соответствующих материалов раздали старшеклассникам, которые к празднику изготовили «птичьи домики».
В день птиц проводились выставки «Птицы нашего края», «Мы заботимся о птицах», «Наши любимцы» и т. д. Для выставки «Птицы нашего края» использовались экспонаты кабинета биологии, из которых были созданы биотопные группы: «На речном берегу», «На лесной полянке», «Соседи человека» и т. д. Композиции оформлялись с помощью природных материалов: веток деревьев, сена, тростника, песка, камней и др. Создали имитацию биотопа, на котором расставили фотографии птиц. Использовали только фотографии хорошего качества. Биогруппы были снабжены этикетками, на которых изображены контуры птиц в биогруппе под соответствующими номерами.
Отдельными разделами такой выставки были книги о птицах и тематические коллекции юных филателистов. Выставка сопровождалась звуковым оформлением - пластинками, дисками и кассетами с записями голосов птиц. Выставка «Мы заботимся о птицах» демонстрирует различные типы птичьих искусственных гнезд, кормушек, садовых купалок. Помещаются образцы материалов, технологические карты изготовления, демонстрируются приемы развешивания и т. д.
Выставка «Наши любимцы» - это экспозиция клеток с декоративными птицами, домашними питомцами школьников. Экспертная комиссия определила «самых красивых», «самых голосистых» и отметила специальными дипломами.
Экскурсоводами на выставках были сами школьники.
Во время праздника проводился лекторий, на котором выступили приглашенные специалисты (лесоводы, учителя и т. д.) и сами школьники, проводившие исследования птиц.
Конкурс кроссвордов экологической тематики заставляет участников проштудировать большое количество справочной и энциклопедической литературы. Победители конкурса стали участниками игры на школьном КВН. Кульминацией праздника стал орнитологический КВН, в котором принимали участие не только школьники, но и команда учителей. Особое внимание было уделено торжественному и оригинальному награждению победителей. Завершился праздник акцией по развешиванию заранее изготовленных гнездовий (места развешивания лучше заранее согласовать с местными специалистами). Праздник был подготовлен на высоком уровне, мы пригласили гостей из местного самоуправления, осветили его в печати (газета «Емельяновские ВЕСИ»), в школе был день открытых дверей для родителей и жителей поселка.
2. В разное время нами были проведены две ролевые экологические игры (1. Май 2007г; 2. Октябрь 2007г.).
Ролевые экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д.
Они инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.
Прежде чем проводить ролевые игры мы совместно с учителем биологии предварительно серьезно подготовились (написали сценарии, распределили роли и т.д.).
1. Игра «Экологическая экспертиза» предполагает проведение экологической экспертизы плана строительства завода по переработке бытовых отходов в р.п.Емельяново (одна из основных проблем поселка см. Приложение 4). Вокруг этой проблемы и разворачиваются дискуссии между группой «экологов»: биологов, химиков, медиков и группой «промышленников»: инженеров, строителей, экономистов. Свое мнение высказывали и «социологи».
Ребятам игра понравилась дискуссии переходили в горячие споры, оказалось проблема нашего поселка тревожит учеников видимо и их близких, раз абсолютно все знают эту проблему.
2. Игра «Судебный процесс» направлена на освоение знаний по экологическому правоведению. Разыгрывается воображаемый судебный процесс над администрацией завода, обвиняемой в допущении экологической катастрофы (отравлении реки). Участвуют; судьи, прокурор, защита, обвиняемые, свидетели, эксперты. [5]
Безусловно, указанные игры могут применяться для обучения старшеклассников, студентов, учителей. Они требуют хорошей организации проведения и достаточного времени.
3. Следующим мероприятием был экологический праздник «Всемирный день продовольствия» (24 октября 2008г.).
В этот день мы провели упражнение «Фруктово-овощной балет»
Основные цели. Идентификация с фруктами и овощами.
Ориентировочное время. 30 мин.
Материалы и подготовка. Нет.
Процедура. Участникам предлагается выбрать себе любой фрукт или овощ, затем на 20 мин нужно стать им, «переняв» его форму, движения и другие отличительные черты . О своем выборе не объявляется, надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного растения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10