Рефераты. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности

p align="left">При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.

4. 23 мая 2008г. нами был проведен экологический праздник «Всемирный день охраны окружающей среды» (5 июня).

Считается одним из главных экологических праздников. Однако потому, что этот праздник приходится на летние каникулы, он до сих пор не имеет соответствующего резонанса в школах. В связи с этим Всемирный день охраны окружающей среды мы провели 23 мая 2008г.

В этот день мы напомнили школьникам о животных и растениях, занесенных в Международную Красную книгу, которая издается Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

В 1980г. ее 4-е издание включало 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид пресмыкающихся, 35 видов и 5 подвидов земноводных, 168 видов и 25 подвидов пресноводных рыб. По данным Комитета по растениям МСОП, к концу XX в. на планете может исчезнуть от 10 до 20 тыс. (!) видов растений.

В международной практике принято делить виды по степени опасности их исчезновения на четыре категории.

Исчезающие виды - выживание в природе невозможно без принятия специальных мер (выхухоль).

Уязвимые виды - численность резко сокращается, могут перейти в категорию исчезающих в обозримом будущем (хищные птицы).

Восстанавливающие виды - численность возросла или хотя бы стабилизировалась в результате принятых мер (зубр, белый медведь, черный аист).

Редкие виды - имеют ограниченное распространение и незначительную численность. Нет тенденции к сокращению, но могут исчезнуть в результате случайных причин (амурский тигр, розовая чайка).

Также рассказали школьникам о роли заповедников, зоопарков, ботанических садов в деле спасения природных объектов, акцентируя при этом внимание на персональной ответственности каждого человека за благополучие мира природы.

На следующий день сделали выезд в «Роев ручей».

5. Последним из проведенных мероприятий была соревновательная экологическая игра «Конкурс-марафон» 22.11.2008г. (см. Приложение 3)

Проводили таким образом, что участники проходили по «маршруту», состоящему из этапов-станций («Лес», «Озеро», «Болото», «Зоопарк», «Дендрарий»). На каждой станции школьники выполняли задания, отвечали на вопросы и получали соответствующие очки (в виде жетонов). Побеждает команда, участники которой наберут больше очков. Еще определили победителя и в индивидуальном зачете.

Конкурс-марафон позволяет участвовать в состязании, в принципе, достаточно большому числу команд. Недостатком является неудобство для зрителей, которые не могут следить за всем сразу.

Этот недостаток устраняется, когда конкурс проводится в виде КВН, зато в этом случае соревнуются две команды, и число участников ограничено.

Выводы

1. Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятии, приуроченных к определенной дате (например, День птиц, Всемирный день охраны окружающей среды. Всемирный день продовольствия и др.).

2. Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

3. Выделяются соревновательные, ролевые, имитационные экологические игры. Особое положение занимает эколого-психологический тренинг - комплексная форма коррекции экологического сознания личности в соответствии с целями экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга.

4. Детские экологические движения - это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.

5. Экологическая школа - это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования.

6. Экологическая экспозиция - это специфическая форма демонстрации материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования. Экологические экспозиции являются базой неформального экологического образования и учебных экологических троп.

7. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры (естественнонаучные музеи, ботанические сады, зоопарки, заповедники, национальные парки и др.)

8. Под учебной экологической тропой понимается специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

9. Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

10. Летний экологический лагерь - комплексная и интенсивная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте.

Проведенные по нашим методикам мероприятия в Емельяновской среднеобразовательной школе №2 подтверждают наше предположение о создании системы экологического образования личности, так как у учащихся появился возросший интерес к экологии и ко всему, что с ней связано.

Данные методики могут быть использованы учителями и студентами практикантами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

В сфере формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у школьников. Наибольшее педагогическое значение имеет формирование субъектной модальности отношения к природе.

Сформировать перечисленное выше помогают: экологический праздник, экологические игры, соревновательные, ролевые, имитационные экологические игры, Особое положение занимает эколого-психологический тренинг, детские экологические движения, экологическая школа, экологическая экспозиция являются базой неформального экологического образования и учебных экологических троп, экологическая экскурсия, летний экологический лагерь.

Проведенные по нашим методикам мероприятия в Емельяновской среднеобразовательной школе №2 подтверждают наше предположение о создании системы экологического образования личности, так как у учащихся появился возросший интерес к экологии и ко всему, что с ней связано.

Данные методики могут быть использованы учителями и студентами практикантами на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Г.А. и др. Экология. Природа. Человек. Техника. - М., «Юнити-Дана», 2001г.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М., 1998.

3. Анастасова Л.Н., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. - М., 1995.

4. Афонин А.В. Экологическое воспитание: Новый взгляд на проблему //Педагогическое образование. - М., 1991. -Вып.3.

5. Бринчук М.М. Экологическое право, учебник для вузов - М., «Юристъ», 2002г.

6. Ваганов П.А., Им М. - С . Экологические риски. - СПб, 2001.

7. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. - М., 1998.

8. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. - М., 1999.

9. Воткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - М., 1989.

10. Гиляров М.С., Винберг Г.Г., Чернов Ю.И. Экология - задачи и перспективы//Природа. - 1977. - №5.

11. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. - М., 1995.

12. Глобальные проблемы биосферы. - М., 2001.

13. Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. - М., 1998.

14. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность: Общие принципы и российский аспект. - М., 2001.

15. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М., 2000.

16. Демина Л., Гухман Г. Земля. Руководство-справочник для учителя. - М., 1994.

17. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону, 1996.

18. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. - Тюмень, 1998.

19. Кавтарадзе Д.Н., Брудной А.А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования//Вестник образования. - 1993. - №7.

20. Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры. - М., 1998.

21. Кривошеий и др. Экология и БЖ, учебное пособие для вузов - М., «Юнити-Дана», 2002г.

22. Куклюев Ю.И. Физическая экология. - М., 2001.

23. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. - М., 1997.

24. Машакова О.Т., Евстафьев В.В. Эволюция. Основы экологии. - М., 1995.

25. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание, учебное пособие - М., «Логос», 2001г.

26. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология, учебное пособие - М., «Прирор», 2001г.

27. Николайкин и др. Экология, учебник для вузов - М., «Дрофа», 2003г.

28. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М., 1998.

29. Рыженков А.П. Сферы экологической культуры с точки зрения физика//Педагогическое образование. - 1993. - №7.

30. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М., 2000.

31. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. - М., 1995.

32. Урманцев Ю.А. Общая теория систем и учение о биосфере//Современные проблемы изучения и сокращения биосферы. - Т.1. - СПб., 1992.

33. Урсул А.Д., Мамедов Н.М., Урсул Т.А. и др. Введение в социальную экологию. - М., 1993 - Ч.1; 1994 - Ч.2.

34. Хаскин В.В., Акимова Т.А. Основные критерии экоразвития. - М., 1994.

35. Хёсле В. Философия и экология. М., 1993.

36. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М., 2001.

37. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность, учебное пособие - М., «Академия», 2002г.

38. Школьный экологический мониторинг/Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М., 2000.

39. Шмаль А.Г. Методологические основы создания систем экологической безопасности территорий. - Бронницы, 2000.

40. Шутова И.П. Экология. - Ишим, 2000.

41. Экология и БЖ/Под ред. Л.А. Муравья. - М., 2000.

42. Экология: учебное пособие под редакцией профессора В.В. Денисова - Ростов-на-Дону., МаРТ, 2002г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Структура школы «ЭКО-ДО»

Школа «ЭКО-ДО» проводит вечерние занятия с детьми 3-4 раза в неделю в течение одного-двух часов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.