Рефераты. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

p align="left">· многоаспектна и многомерна, так как содержит в себе различные умственные процессы и интеллектуальные умения, личностные качества;

· может рассматриваться как интегральная характеристика качества результатов обучения.

Сравнительный анализ определений понятия компетентности как: …способности (умения) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт (М.В. Рыжаков), …способности к осуществлению реального жизненного действия (С.Л. Братченко), …возможности эффективно действовать за пределами штатных учебных ситуаций (В.А. Болотов), …инструмента, с помощью которого можно осуществлять различные действия, оказываться подготовленным к новым ситуациям (А.В. Баранников) - позволяет вычленить в качестве важнейшей составляющей компетенции умение актуализировать и применять имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Такая характеристика особенно важна для профессионального образования, в частности, для педагогического.

С учетом необходимости развития различных аспектов содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях перехода на многоуровневую систему его подготовки становится актуальным рассмотрение его профессиональной, предметной, психолого-педагогической и методической компетентности.

Профессиональная компетентность субъекта как основа готовности к деятельности в конкретной отрасли является важнейшим условием обеспечения творческого характера деятельности, личностного развития педагога.

Психолого-педагогическая составляющая компетентности учителя характеризует профессиональную направленность мотивации его деятельности, устойчивость и глубину познавательных интересов, гуманистическую личностную позицию, систему ценностных ориентаций и убеждений, а также новое педагогическое мышление.

Предметная составляющая компетентности характеризует систему научных знаний и предметных умений, обеспечивающих подготовку учителя к практической деятельности.

Методическая составляющая компетентности, занимая ведущее место в готовности учителя к профессиональной деятельности, интегрирует специально-научные, психологические и педагогические знания и умения и носит выраженный прикладной характер. Методическая компетентность представляет собой развернутую систему знаний и умений по построению процесса преподавания информатики.

Исходя из специфики деятельности учителя информатики, нами выделены мотивационный, целеполагающий, личностный и содержательно-операционный компоненты профессиональной компетентности.

Мотивационный компонент профессиональной компетентности учителя информатики характеризует позитивные побуждения педагогической деятельности. Мотивационный компонент позволяет на основе анализа источников активности человека, побудительных сил его поведения определить, насколько осознаны им цели его деятельности.

Целеполагающий компонент профессиональной компетентности будущего учителя информатики служит структурированию его деятельности на основе научных достижений. Студент педагогического вуза готовится к осуществлению многообразной учебно-воспитательной деятельности совместно с обучаемым.

Личностный компонент профессиональной компетентности учителя отражает ее своеобразие и неповторимость. Рассматривая личностный компонент профессиональной компетентности учителя, необходимо подчеркнуть, что он реализуется через стиль его деятельности, который присущ только конкретной личности. В реализации личностного компонента профессиональной компетентности учителя информатики все больший удельный вес имеет его практическая, проектировочная, рефлексивная и регулирующая деятельность.

Содержательно-операционный компонент профессиональной компетентности будущего учителя информатики складывается на основе предметной деятельности, выполняющей управленческую функцию в системе ”учитель-информация-ученик”. Органической частью указанного компонента компетентности учителя является познавательная активность, выражающаяся в содержании приобретенных знаний, их систематичности и прогностичности. Познавательная активность является одним из условий профессиональной активности учителя.

Сегодня социум во многом начинает воспринимать образовательную систему как рынок образовательных услуг, позволяющий получить, в том числе, и альтернативное образование, обучать на дому, снижая риск психологической несовместимости как с преподавателями, так и с соучениками; индивидуализировать ритм обучения, чередовать обучение и отдых в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей; использовать самые новейшие образовательные информационные и Internet-технологии, что формирует положительную мотивацию к учению; приобретать пользовательские профессиональные умения и навыки в процессе обучения.

Эти направления развития системы образования могут быть реализованы с помощью: гибких педагогических технологий; использования различных структур построения учебного процесса, формирования новых моделей различных ступеней школы и способов реализации учебного плана; изменений в системе оценивания; нового подхода к построению классно-урочной системы; обоснованного сочетания общего и дополнительного образования; персонализации учебных нагрузок в соответствии с личными возможностями школьника; повышения вариативности учебного процесса; формирования соответствующей образовательной среды на базе ИКТ и др.

Следствием внедрения информационных технологий является изменение средств, методов и организационных форм обучения. Но сам факт обеспечения образовательных учреждений компьютерами и программными продуктами учебного назначения еще не гарантирует достижения нового качества образования.

В качестве исходной концептуальной позиции нами принято положение, высказанное в ряде работ А.А.Кузнецова, Е.С.Полат, Т.А.Сергеевой, Е.В.Огородникова и др., о том, что приоритетные направления информатизации должны определяться, в первую очередь, не возможностями средств ИКТ, а внутренними потребностями развития самих образовательных систем.

Учитывая тенденции дальнейшего развития многообразия образовательных систем в условиях демократизации и гуманитаризации образования, использование НИТ в обучении, на наш взгляд, будет осуществляться в двух приоритетных направлениях:

Создание общих информационных технологий обучения по различным учебным дисциплинам, ориентированных на информационную поддержку различных форм учебной деятельности, в частности, на базе мультимедиа-технологии.

Внедрение и использование в учебном процессе средств НИТ для разработки новых компонентов частных методик, для создания информационно-обучающей среды в конкретных учебных дисциплинах, позволяющих учитывать возможные изменения в состоянии системы обучения и вносить корректирующее воздействие на учебный процесс.

Для этой цели используются, прежде всего, инструментальные программные средства, позволяющие преподавателю проектировать обучающую среду, оперативно обновлять ее содержание по мере необходимости с использованием автоматизированных учебных и контролирующих программ и т.п. К сожалению, к этому компоненту в учебных планах по методике преподавания информатики отводится незначительное время, а вместо этого больше внимания уделяется обучению студентов работе с так называемыми офисными программами.

Использование же программно-методических комплексов в обучении информатике предполагает решение функциональных задач, возникающих в ходе обучения. Такие комплексы открывают новые возможности перед преподавателями и обучаемыми, поскольку они позволяют связать воедино учебные программы, методическое обеспечение, использовать методы и средства информатики по проведению лекционных, практических, лабораторных и других форм организации учебного процесса.

К наиболее перспективным направлениям внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в обучение относятся следующие:

Во-первых, создание предметно-ориентированных информационно-образовательных сред обучения, позволяющих использовать технологию интегрированного представления информации и знаний с использованием гипермедиа, мультимедиа систем, электронных книг и др.

Такие среды позволяют интегрировать все раннее известные педагогических программные средства и реализуют идею инновационного подхода к созданию и использованию новых информационных технологий в обучении.

Во-вторых, использование средств компьютерных сетевых технологий для обмена разнообразной информацией между пользователями, для доступа к базам данных, библиотечным фондам, вычислительным ресурсам крупных научных центров и др.

По мере развития компьютерных телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей все активнее проявляется потребность в формировании у обучаемых знаний, умений и навыков навигации в информационно-образовательном пространстве с целью повышения эффективности их познавательной и практической деятельности в условиях становления информационного общества.

В-третьих, многообещающее и перспективное направление использования компьютерных и телекоммуникационных технологий связано с развитием системы дистанционного обучения.

Актуальность создания единой телекоммуникационной сети на базе компьютерных технологий обусловлена:

· необходимостью постоянного взаимодействия между пользователями, а также удаленными территориальными органами образования как внутри страны, так и за рубежом;

· необходимостью обеспечения преподавателям, студентам и школьникам доступа к накопленным в нашей стране и за рубежом информационным ресурсам;

· необходимостью повышения эффективности управления процессом информатизации образования.

В-четвертых, совершенствование сферы управления и администрирования в условиях информатизации образования.

В этих условиях система методической подготовки учителя, благодаря системным, интегративным характеристикам ИКТ, приобретает, по сравнению с традиционной, качественно новые, присущие именно ей функции, среди которых:

· социально-педагогическая, отражающая социальную значимость информатизации профессионально-педагогического образования и технологий подготовки будущих учителей, удовлетворение профессионально-познавательных потребностей личности, повышение профессионализма и профессиональной востребованности в условиях становления рынка труда.

· системная, обеспечивающая целостность и структурную организацию процесса профессионально-методической подготовки студентов в области компьютерных технологий, создание и применение педагогических программных средств (ППС), проектирование технологии компьютерной подготовки студентов. Системная функция ИКТ в обучении способствует усилению методологической функции профессионально-методических знаний, умений и навыков, превращению их в интеллектуальный инструмент информационной ориентации и средств добывания новых знаний и способов деятельности.

· прогностическая - в современной педагогической науке и практике обеспечивает использование эвристических свойств теоретических знаний и компьютерных технологий для моделирования научно-исследовательских и педагогических процессов. Реализация прогностической функции является одним из условий развития прогностической деятельности будущего учителя, направленной на определение стратегий эффективного обучения учащихся в соответствии с тенденцией развития образования. Прогностическая функция ориентирована на создание новых информационных технологий обучения, благодаря чему повышается эффективность профессиональной подготовки будущего учителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.