Рефераты. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

p align="left">· сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.);

· изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении; методы познания (моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный научный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека.

3. В связи с постоянным нарастанием темпов информатизации образования изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменилсяь ”удельный вес” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики - гностический, проектировочный и т.д. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики должна осуществляться в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированная на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики на базе компетентностного подхода..

4. Среди направлений развития содержания школьного образования информатике, наиболее существенно влияющих на методическую подготовку учителя, наиболее значимое место занимает дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации.

Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, учебно-модульная система и т.д.). Однако учитель во многом не готов к их широкому использованию.

5. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующей специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе.

6. Насыщение образовательного процесса средствами обучения на базе ИКТ фактически означает создание новой информационно-образовательной среды обучения, способной обеспечить достижение качественно новых образовательных результатов. Методическая подготовка учителя к профессиональной деятельности в новой среде предполагает:

· освоение им средств ИКТ в контексте содержания его будущей профессиональной деятельности и на основе использования типологии этих средств по методическим признакам;

· переход от существующего подхода к идеологии построения образовательной среды ”от дидактических возможностей средств ИКТ к поиску их места в образовательном процессе” к принципиально новому подходу - ”от потребностей развития образовательного процесса к выбору (или созданию) соответствующих средств ИКТ”.

7. В целях адекватного отражения названных выше факторов, влияющих на изменение профессиональной деятельности учителя информатики, в содержании его подготовки в педвузе обоснованы направления совершенствования действующих методических курсов и предложены программы и разработано учебно-методическое обеспечение преподавания новых курсов методической подготовки.

8. Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании. Повышение уровня самостоятельности и формирование навыков самообразования может осуществляться за счет разработанного модульно-интегративного подхода к проектированию учебного процесса методической подготовки будущего учителя.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

I. Монографии:

Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. -Махачкала: ДГПУ, 2006. -190 с. 12 п.л.

Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.М. Технология преподавания информатики. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -65 с. 4 п.л., (авт. вклад 50%)

Кадыров И.Я., Абдуразаков М.М. Устойчивое развитие и образование. Ижевск: Издательский дом ”Удмуртский университет”, 2000. -182 с. 11,4 п.л., (авт. вклад 70%)

II. Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАКом для публикации результатов исследования:

Абдуразаков М.М., Алискерова С.М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников. Наука и школа. 1998. №1. -С. 38-42. 0,31 п.л., (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о системе методической подготовки учителя информатики в педвузе. Наука и школа. 1999. №5. 19-24 с. 0,4 п.л., (авт. вклад 65%)

Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.. Сущность проектно-преобразовательной деятельности учащихся. Наука и школа. 2003. №6. -С. 53-55. 0,19 п.л., (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Системно-интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий. Стандарты и мониторинг в образовании. №1. 2004. -С.50-52. 0,19 п.л., (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Инякин Ю.С., Ниматулаев М.М. Новые информационные технологии как фактор качества профессиональной подготовки учителя. Дополнительное образование. №6. 2004. -С. 58-60. 0,19 п.л., (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. №2. 2006. -С. 98-102. 0,65 п.л. (авт. вклад 60%)

III. Научные статьи, тезисы выступлений и докладов:

Абдуразаков М.М. Организация экскурсионных занятий в КУВТ ”YAMAHA”. Сбор. тез. Научно-практ. конф. -Краснодар: КГУ, 1988. -С. 21-22 с. 0,12;

Абдуразаков М.М. Программное обеспечение курса ”Методика преподавания информатики. В сбор. ст. ”Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы”. -М., 1991. -С. 116. 0,06 п.л.

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Возможности использования ППС для обучения студентов по методике преподавания информатики (МПИ). В сбор. Ст. ”Новые информационные технологии - теория и приложения. -Орехово-Зуево, 1992. -С. 4. 0,06 п.л.; (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М. Роль курса ”Методика преподавания информатики (МПИ) в системе подготовки учителя математики и информатики. Новы информационные технологии в учебном процессе. Сбор. Ст. IX Республиканской научно-практической конференции. -Омск, 1992. -С. 50. 0,06 п.л.

Зияудинов М.Д., Абдуразаков М.М. Комплексное применение средств ВТ в школьном курсе информатики. В сбор. Ст. ”Проблемы развития науки и высшего образования в Дагестане в условиях рыночной экономики”. -Махачкала, 1992. -С. 103-105. 0,2 п.л. (авт. вклад 60%)

Кузнецов Э.И., Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Учебный пакет программных средств по курсу ”Методика преподавания информатики” для педагогических институтов. Сбор. Ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1992. -С. 45-47.; 0,12 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Буняев М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Методическая система подготовки учителя информатики. Сбор. Ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1993. -С. 3-13.; 0,46 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Зияудинов М.Д. Некоторые проблемы преподавания курса школьной информатики в младшем звене обучения. Актуальные проблемы современной начальной школы: тезисы докладов, прочитанных на научно-практической конференции, посвященной юбилею ФНК. -Махачкала: ДГПУ, 1995. -С. 9-11.; 0,2 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М., Шихиев Ш.Б. Новые информационные технологии в системе подготовки учителя математики и информатики. Новые информационные технологии в образовании: Материалы I-ой научной сессии Дагестанского отделения Международной Академии Информатизации.Ч.3. -Махачкала, 1995. -С. 3-6.; 0,2п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Информационные технологии и проблемы их интеграции в учебный процесс. -Ставрополь: СГПУ, 1996. -С.17-19.; 0,2 п.л.

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Педагогическая информатика как научная дисциплина в системе методической подготовки студентов педвуза. ; печат; Новые информационные технологии в образовании: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции ”Черноземье-97”. 7-11 апрель, 1997г. -Воронеж: ВГПУ, ВОИПКРО, 1997. -С. 21-22.; 0,2 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Проектирование содержания педвузовского курса информатики в условиях многоуровневой подготовки учителя информатики на основе модульно-интегративного подхода ; печат; Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1997. -С. 206-213.; 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Сбор. ст. “Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1998. -С. 17-24; 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Концептуальные основы информатизации образования в условиях телекоммуникации (дистанционное обучения). Тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции ”Внедрение информационных технологий в преподавании общетехнических и гуманитарных дисциплин”. 2-3 июль, 1998 г. -Махачкала, 1998. -С. 20-22.; 0,12 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Новые направления использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в обучении. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1999. -С. 109-116.; 0,33 п.л. (авт. вклад 50%)

Крус В.П., Абдуразаков М.М. Требования к помещениям и оборудованию центра дистанционного обучения. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1999. -С. 98-106.; 0,56 п.л. (авт. вклад 75%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в дистанционном обучении. Тезисы докладов Международной учебно-методической конференции ”Современный этап реформирования экономического образования в России” (25-27 марта 1998г.). Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации. -М., 1999. -С. 93-95.; 0,13 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Методологические основы использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в обучении (дистанционное обучение). Тезисы докладов научной сессии ДГПУ: ”Вузовская наука и образование на пороге XXI веке: проблемы и перспективы”. -Махачкала, 1999. Вып. IV. Ч. II. -С. 88-89; 0,13 п.л.

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о методологии дистанционного обучения. Сб. тезисов научно-практической конференции. ; печат.; -Барнаул, 1999. -С. 43-46.; 0,17 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М. Информационные технологии дистанционного обучения. Тезисы докладов и выступлений на Международной научно-практической конференции ”Научные основы преподавания финансово-кредитных и учетных дисциплин” (22-24 марта 1999г.). Ч.IV. -М.: Финансовая академия, 1999. -С. 81-82.; 0,13 п.л.

Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Комплексный подход к вузовской подготовке учителя информатики как базисный компонент опережающего образования (философско-методологические аспекты). Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2000. -С. 131-143.; 0,54 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М. Педагогическая информатика как составная часть системы профессионально-методической подготовки учителя информатики. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2000. -С. 143-146.; 0,17 п.л.

Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Современное педагогическое образование в условиях информатизации и компьютеризации общества. Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 50-60.; 0,69 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу эффективности использования компьютерных технологий в учебном процессе. Новые информационные технологии в образовании: сборник статьей участников V Всероссийской научно-практической конференции ”Черноземье-2000”. -Воронеж: ВГПУ, 2000. -С. 8-13.; 0,38 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Информатизация и компьютеризация образования. Материалы Международной научно-практической конференции: Ценностные приоритеты общего и профессионального образования (12-14 сентябрь, 2000). -М.: МПГУ, 2000. Ч.2. -С.52-53.; 0,13 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о методологии дистанционного обучения. Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 54-59.; 0,21 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Роль компьютерных технологий в формировании информационно-образовательной среды обучения. Сбор. научно-методических статей ”Проблемы и перспективы развития начального обучения”. -Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 67-69.; 0,19 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Т.С. Некоторые аспекты внедрения информационных технологий в учебный процесс. Сбор. научно-методических статей ”Проблемы и перспективы развития начального обучения”. -Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 11-13.; 0,13 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Проектирование содержания и структуры учебного процесса на основе модульно-интегративного подхода. Межвузовский сборник научно-методических трудов преподавателей: Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. -Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2000. С. 27-28.; 0,13 п.л.

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Информатизация и компьютеризация образования (гуманитарный аспект проблемы). Материалы Международной научно-практической конференции: Ценностные приоритеты общего и профессионального образования (сентябрь 12-14). -М.: МПГУ, 2000. Ч.4. -С.32-33. 0,13 п.л. (авт. вклад 50%).

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Перспективные направления комплексного применения новых информационных технологий в образовании. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2001. -С. 80-89.; 0,63 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М.Основы формирования содержания и структуры подготовки учителя информатики в условиях непрерывного образования. Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе: Материалы международной научно-практической конференции (16-18 апреля 2003г.). -Пенза: ПГАСА, 2003. -С. 123-126.; 0,25 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования. Наука и современное общество: Человек, социум, творчество. -Чита: ЧГУ, № 1. 2003. -С. 3-6.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%)

Матросова Л.Н., Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Основы личностно-ориентированной модели фундаментального обучения информатике студентов педвуза. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2003. -С. 178-183.; 0,38 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Internet как инновационная технология информационного обеспечения учебного процесса. Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы научно-практической конференции. (23-25 сентября 2004 г.). -Краснодар: СПГИКГУ, 2004. -С. 232-235. 0,19 п.л. (авт. вклад 60%);

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. О приоритетных составляющих подготовки учителя информатики в современных условия в области информационных технологий. Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования (юбилейный сборник 70 лет кафедре математического анализа МПГУ). -М.: МПГУ, 2004. -С. 377-384. 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Современные компьютерные технологии обучения и их применение в учебном процессе. Насущные проблемы начального образования. Сборник трудов региональной научно-практической конференции посвященной 30-летию ФНК ДГПУ. -Махачкала: ДГПУ, 2004. -С. 118-120.; 0,19 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М. Технология проектирования компьютерных курсов информатики на основе модульно подхода к структурированию содержания обучения. Информационные средства и технологии подготовки студентов и учащихся: сборник статей. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -С. 41-49. 0,6 п.л.

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Сущностные и содержательные аспекты компьютеризации обучения. Информационные средства и технологии подготовки студентов и учащихся: сборник статей. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -С. 69-72.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Компьютерные технологии как средство формирования информационной культуры учителя. Наука и современное общество: Человек, социум, творчество. -Чита: ЧГУ, № 3. 2005. -С. 35-37.; 0,25 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Основы совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики. Некоторые вопросы математики, информатики и методики их преподавания -М.: МПГУ, 2006. -С. 186-195. 0,5 п.л.

Абдуразаков М.М. Система подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Вестник московского городского педагогического университета. -Москва-Самара, № 1(6). 2006. -С. 7-9.; 0,5 п.л.

Абдуразаков М.А, Абдуразаков М.М. Использование информационных технологий в учебном процессе. Сб. ст. ”Профессионально-педагогическое образование в современных условиях”. -Махачкала: ДГПУ, 2006.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%).

Абдуразаков М.М., Умаев А.У. Теория и практика реализации информационно-педагогических технологий будущего педагога к профессиональной деятельности. Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе. Материалы регион. науч. конференции (27-28 октябрь 2006). -Карачаевск: КЧГУ, 2006. -С. 73-83.; 0,5п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Изменение содержания компонентов педагогической деятельности педагога в связи с использованием Web-технологий в образовании. Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе. Материалы регион. науч. конференции (27-28 октябрь 2006). -Карачаевск: КЧГУ, 2006. -С. 167-173.; 0,5 п.л.; (авт. вклад 50%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.