11. На положение ученика весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить учеников в новые отношения.
1.4 Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения -- массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.
Анкетирование -- метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.
Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и Разочарования (в анкетах учеников «полный ажур», а в реальной жизни - почти такой же «полный повал»), педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков.
Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применяемых педагогами анкет -- так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой.
Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос -- такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» -- составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из нерадивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Наши воспитанники прекрасно знают, какие ответы удовлетворят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую картину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Можно разрешить ребятам давать расширенные ответы на общие вопросы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто хочет ее заполнять, а во втором -- напоминает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ.
Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.). На каждый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, наконец, третью фамилию -- в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива -- наибольшее число выборов, у других -- наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество -- возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.
2. Практическая часть
Объектом исследования данной работы является коллектив, состоящий из 11 человек. Возраст детей от 13 до 16 лет. Они занимаются в объединении второй год.
Для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы был применен социометрический тест. (Методика разработана Дж. Морено). Он предназначен для решения следующих задач:
а) изменение степени сплоченности - разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. 19. стр. 284.
Были поставлены следующие вопросы:
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться в новом коллективе.
2. Кого бы вы из группы пригласили на день рождения.
3. С кем бы вы из своей группы пошли бы в многодневный туристический поход.
Предлагается выбрать трех человек.
После обработки данных составляется социоматрица (см. приложение №1).
Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность не полная).
Количество полученных выборов (79) сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11?9) = 99.
Определяется индекс групповой сплоченности.
Показатель хорошей групповой сплоченности 0,6 - 0,7.
Полученный показатель говорит о разобщенности в коллективе.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, где выделяются следующие зоны:
1. “Зона звезд”, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (9 номер, фамилия), 12, 10, 6, 2, 4, 7.
2. “Зона предпочитаемых”, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (1, 3).
3. “Зона пренебрегаемых”, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (8).
4. “Зона изолированных”, это те, которые не получили ни одного очка (5).
Следуя полученным данным можно сделать следующие выводы.
Исследуемая группа, не смотря на низкий показатель сплоченности, имеет самое большое количество людей в “зоне звезд”, а в зоне изолированности находится лишь один человек. Почему он оказался в этой зоне?
Чтобы выявить это предлагается применить методику Т. Лири “Диагностика межличностных отношений или Конфликтный ли вы человек ? ”
Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе. Методика позволяет выделить зоны конфликтов испытуемого.
На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представлены в виде круговой психограммы (см. приложение №2).
Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик - эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили.
Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номер октанта - координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводят дуги. Определенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается подобие веера (см. приложение №2). Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида.
Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям.
Показатели превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.
Баллы, достигающие 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Первые четыре типа межличностных отношений - 1, 2, 3 и 4 - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта - 5, 6, 7, 8 - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Согласно полученным данным, большинство членов группы - личности гармоничные, показатели, полученные по всем октантам, не превышают 8 баллов.
Исключение составляют два человека: у №9 преобладают октанты доминирования. Она лидер группы. А у №5 преобладает IV октант (зависимый, послушный тип межличностных отношений). Именно она оказалась в зоне “отверженных ” в социометрическом тесте.
Далее предлагается тест “Q - Сортировка” или Ваше мнение о самом себе.
Цель тестирования: изучение представлений испытуемого о самом себе.
Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие и уклонение от борьбы.
Порядок исследования:
Тест исследования состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка. Испытуемому предлагается познакомиться с утверждением и ответить “да” или “нет”. Ответы фиксируются в регистрационном бланке (см. приложение №3). Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов “да” по одной из тенденций суммируются с количеством ответов “нет” по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале “зависимость” складывается с количеством отрицательных ответов по шкале “независимость”.
Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей (№5).
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами (№6, 2, 4, 12).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5