Противоположная тенденция - уклонение от борьбы - свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. (№1, 3, 8)
Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной “маской”, скрывающей истинное лицо человека.
Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
В случае, если количество ответов “да” одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, “зависимость - независимость ”), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
В целом, исследуемые личности общительны, инициативны, способны отстаивать свои интересы. Исключение составляют №5, 1, 3, 8, однако, данные индивиды изобретательны в поведении, это говорит о тактической гибкости, сценичности. Наличие в группе ярко выраженного одного лидера (№9) - неплохой показатель, говорящий о сплоченности коллектива, способного заниматься общей деятельностью и имеющего общие цели.
Выводы
Целью данного исследования является выявление факторов, влияющих на совместимость в творческом коллективе. Каждый коллектив состоит из отдельных личностей, и, следовательно, способность и желание этой личности принадлежать коллективу является основным фактором его жизнедеятельности.
Поэтому в этом исследовании были применены специальные методики для определения социальных потребностей каждого члена коллектива.
Основная потребность человека - принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.
Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства - лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее. 19. стр. 283.
Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется, как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости.
В то же время существуют социальные потребности «для себя» - отстаивание прав и «для других» - выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям.
Сила той и другой контролируется нормами поведения в данном коллективе.
И может быть, общество, поэтому и не распадается, что эта потребность подчас сильнее потребности в справедливости, на почве которой сплошь и рядом возникают конфликты.
Конфликтную ситуацию надо вовремя распознать, выявить и упразднить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент произошел - развитием конфликта надо уметь управлять.
При этом очень важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь сами в себе). В принципе без конфликтов не обходится не один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая опытного психолога, знакомого, как с теорией конфликтов, так и с практикой их решения. Идеальным вариантом было бы владение этими знаниями руководителя объединения.
Анализируя полученные данные в результате тестирования, можно сделать следующие выводы в отношении коллектива студии декоративно-прикладного творчества.
Не следует забывать, что здесь рассматривается творческий коллектив. Каждый представитель этого коллектива - творческая личность, имеющая свое мировоззрение, свой почерк и поэтому соревновательная борьба внутри коллектива неизбежна.
Работы детей оцениваются ими самими в сравнении. Существует стремление достичь чего-то большего, интересного, способного удивлять.
Некое расхождение данных в социометрическом тесте и результатов метода Т. Лири может говорить о неискренности ответов, хотя лидеры и аутсайдеры в обоих случаях остались прежними. Если в социометрии выявился плохой индекс групповой сплоченности, то в методике Т. Лири почти все члены коллектива люди неконфликтные, гармоничные.
Методика «Q - сортировки» позволяет выявить основные факторы совместимости в творческом коллективе:
+ Зависимость - Независимость
+ Общительность - Необщительность
+ Принятие борьбы - Уклонение от борьбы.
Согласно этим полярным факторам, в группе преобладают люди общительные, сохраняющие нейтралитет в групповых спорах, склонные к компромиссным решениям:
Трое из одиннадцати характеризуются как активные участвующие в групповой жизни, добивающиеся более высокого статуса в группе. Именно они содействуют развитию коллектива, вносят новые идеи, но и создают конфликтные ситуации.
Одной из задач данного исследования было ознакомление с методами коллективных явлений.
Автор использовал тестирование как наиболее действенный метод изучения совместимости в коллективе, помимо этого применялся метод наблюдения.
Результаты наблюдения таковы. Несмотря на явную изолированность от группы №5, это и показало тестирование, другие члены коллектива не раз пытались ввести его в деятельность коллектива, они относятся к нему терпимо и всячески отгораживают его от враждебных влияний. Если коллектив будет придерживаться этой тактики, то, возможно, вскоре №5 станет полноправным членом коллектива и обретет уверенность в себе.
Сложной остается проблема «коллектив и личность». Очень не легко найти баланс между явлениями, когда коллектив поглощает личность или личность подчиняет себе коллектив, необходимо постоянно изменять деятельность коллектива, в результате которой члены группы проявляют себя в разных областях и завоевывают авторитет в объединении.
Проблема, поднятая в этом исследовании, сложна и многогранна, несмотря на огромное количество людей, поднимающих ее, многие вопросы остаются неосвещенными, а ответы противоречивыми.
Список используемой литературы
1. Абрамцева Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1994
2. Азаров Ю. Не подняться тебе старик. - М., 1989
3. Айзенк Г.Д. Проверь свои способности. - М., 1992
4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1994
5. Бурлачук Ф.А., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
6. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994
7. Диагностика характера подростков. - Вып.10. - М., 1994
8. Иванов И.П. Воспитать коллективистов. - М., 1982
9. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза, 1994
10. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992
11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 1985-1986
12. Методы психологической диагностики. - Вып.1. - М., 1993
13. Мотков О.И. Психология самосознания личности. - М., 1993
14. Моргулец М. Методы социально-психологической диагностики личности. - Л., 1990
15. Мудрость воспитания. - М., 1989
16. Немов Р.С. Психология. - М., 1994
17. Подласый. Педагогика. - М., 1999
18. Романова Е.С., Потемкина О.В. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1991
19. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1999
20. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. - М., 1993
Приложения
Социометрия. Дж. Морено
№
Фамилия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого
1.
Сочилов
2.
Кулаков
3.
Першин
4.
Голядина
5.
Пшеничнов
6.
Медведева
7.
Игнатьев
8.
Селезнева
9.
Рыжова
10.
Талышева
11.
Букина
Количество выборов
0
16
12
79
Количество взаимных выборов
0,5
4,5
Методика “Q - Сортировка”
№ вопроса
Да
Нет
Сомневаюсь
13
14
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5