- детей с эмоциональными нарушениями;
- детей с девиантным поведением.
2. Какое определение соответствует каждому из перечисленных понятий:
- специальная педагогика - наука изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
- специальная психология - отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами;
- олигофренопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью;
- тифлопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения);
- сурдопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, оглохших);
- логопедия - это наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при нормальном слухе.
3. Определить сущность и соотнести понятия:
- коррекционная педагогика - сфера педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения.
- специальная педагогика - это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
- лечебная педагогика - лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются и в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.
- дефектология - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
4. Подготовьте аналитический обзор актуальных проблем, решаемых специальной в последнее десятилетие
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. Определение содержания коррекционно-развивающей работы на диагностической основе. Традиционные и альтернативные средства коррекционно-развивающей работы. Создание безбарьерной среды в обществе, развивающей, адаптивной образовательной среды в учреждении образования и семье. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования детей с особенностями психофизического развития. Коррекционно-образовательные технологии и научно-методическое обеспечение содержания современного специального дошкольного образования. Проблема преемственности специального дошкольного и школьного образования. Проблема качества специального образования, ее интерпретация в зарубежных и отечественных научных исследованиях. Управление учреждением образования, обеспечивающим получение специального образования. Особенности деятельности руководителя учреждения образования. Организация «команды» специалистов, создание условий ее эффективной работы. Дифференциация и интеграция профессиональных компетенций специалистов специального образования. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса. Актуальные проблемы взаимодействия учреждений образования и специалистов с семьей, перспективные пути их решения. Личность и профессиональная компетентность педагога-дефектолога.
5. дайте определение следующим понятиям:
- абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества;
- аномалия- неправильность, уклонение от обычной нормы;
- дифференцированное обучение - обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах;
- интегрированное обучение - (инклюзивное обучение) - совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием;
- социальная адаптация в области специальной педагогики - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8