Рефераты. Специальная педагогика

p align="left">- Развитие более сильных сторон у ребенка, например многие дети с отклонениями в развитии имеют более развитые творческие способности (Бетховен). Подход при воспитании аномальных детей должен заключатся в четком выявлении других, сильных сторон ребенка.

- Преподаватели - дефектологи должны самосовершенствоваться, проходить семинары для повышения квалификации, дорабатывать, дополнять и улучшать свою работу с аномальными детьми.

- для каждого вида дефекта разработана своя программа воспитания и преподавания. Она не может быть одинаково для слабовидящих и слабослышащих детей, и уж тем более для детей с умственными нарушениями. Если ребенок плохо слышит или не слышит вообще, с ним должен заниматься определенный специалист, и так для каждого дефекта.

- вообще все воспитание и образования для детей с отклонениями носят специфический характер. Трудовая подготовка осуществляется в специализированных учебных заведениях или группах, в ВУЗах же дети с отклонениями (здесь так же имеется ряд определенных правил) учатся в общих группах.

- для детей с отклонениями в развитии обязательно должно быть предусмотрено медицинское и оздоровительное лечения. Для этого в нашей стране существуют специальные клиники, больницы и санатории.

3.Изучите схемы. Объясните, чем вызваны процесс стандартизации школьного образования и разработки государственных стандартов?

Процесс стандартизации образования и разработки государственных стандартов вызван в-первую очередь государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; так же большую роль играют учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

4.Выполнить тест правильно выполняя задания:

А. Носители содержания образования - это государственный образовательный стандарт;

Б. Нормативы образовательные областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, отражает - национально-региональный компонент;

В. Проекция содержания образования осуществляется следующим образом - государственный образовательный стандарт - учебный план - учебные программы - учебник;

Г. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования - личностно-ориентированные подход;

Д. Накопление и передача знаний, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составляет - прагматическую функцию содержания образования;

Е. Необходимость согласования составляющих содержания образования: теория, учебных предметов, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика - составляют: принцип фундаментализации содержания образования.

Ж. Учебный план, который разрабатывается на основе базисного плана и носит рекомендательный характер - это рабочий учебный план школы;

З. Национально - региональный компонент учебного плана представляет собой - вариативную часть учебного плана;

И. Инвариантная часть учебного плана предлагает следующие виды занятий - обязательные занятия.

К. Базисный учебный план включает следующие нормативы -максимальная обязательная нагрузка для учащихся;

Л. Учебные программы могут быть - авторские, федеральные, школьные.

М. Учебная программа может быть построена способами - линейным, авторским.

5. Опираясь на схему, охарактеризуйте современные тенденции развития содержания специального образования:

Направление развития содержания специального образования на современном этапе можно условно разделить на две группы:

- тенденция развития содержания специального образования - в эту группу входят - гуманизации, гуманитаризация, стандартизация, верификация;

- актуальные проблемы формирования содержания специального образования - совершенствование современных государственных стандартов, осовременирование содержание образования, создание вариативных учебных планов, учебных программ, учебников, учебных пособий, создание авторских программ, учебных пособий, методическое обеспечение реализации содержания образования в школе.

6. Подготовите аргументированный ответ на следующие вопросы:

· Какие классификации методов обучения известны вам?

Классификация методов по назначению:

- приобретение знаний;

- формирование умений и навыков;

- применение знаний;

- творческая деятельность;

- закрепление;

- проверка знаний, умений, навыков.

Классификация методов по типу (характеру) познаватель-ной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп-тивный);

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

· Назовите конкретные методы обучения, включаемые авторами классификациями в различные группы:

1. По источнику информации с учетом формы обучения;

2. По характеру поисковой деятельности;

3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций);

4. По логической структуре содержания учебного материала.

· Какие из них могут использоваться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта?

- По логике обучения (по использованию логико-психологических операций);

- По источнику информации с учетом формы обучения.

· Какие из приведенных классификаций методов обучения носит более завершенный характер? Докажите.

- закрепление (этот метод проводиться в окончании обучения и несет в себе закрепление пройденного предмета, именно здесь проявляется то что усвоил ребенок и как это повлияло на улучшении дефекта который у него наблюдался).

7.Охарактеризуйте факторы определяющие, выбор методов образования.

Проведение психологического, психодиагностического исследования всегда подчинено определенной цели, которая обусловливает пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития -- выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).

8. Какие педагогические условия могут способствовать повышению эффективности методов обучения.

Это, конечно же, личностные качества педагогов, их творческий подход к учебному процессу.

9. Назовите методы стимулирования и мотивации учения. Какую роль они играют в процессе образовании?

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся (его роль заключается в возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления). Во второй -- методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении (воспитание ответственности, патриотизма, надобности обучения).

10. Какие средства и приемы из перечисленных, далее составляют методы формирования познавательного интереса, а так же - методы стимулирования долга и ответственности в учении:

- методы формирования познавательного интереса (познавательные игры и игровые ситуации, создание положительных эмоций, поощрения);

- методы стимулирования долга и ответственности в учении (убеждение в общественной значимости учения, содержание материала, предъявление учебных требований, порицание).

11. Определите формы организации обучения, приемлемые для процесса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Обоснуйте свое мнение.

- фронтальная (коллективная) чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом в процессе обучения;

- индивидуальная (это приемлемо при выполнении определенных заданий, при которых самостоятельная, индивидуальная работ будет более эффективна)

12. План сообщение на тему «Характеристика урока как основной формы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе».

1. Выступление на тему «Урок как основная форма обучения»

- формы и типы урока приемлемые в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе;

2. Принципы построения урока в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

3. Основные направления занятий с детьми на уроке в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

13. Сообщение на тему «Реализация коррекционно - развивающей функции урока».

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и включение заданий с опорой на несколько анализаторов. Пример постановки коррекционно-развивающей цели:

1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

С точки зрения коррекционной направленности рассмотрим структуру урока; преемственность этапов и последовательность включения детей в задания и упражнения по степени нарастающей сложности. Каждый урок должен состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения и т.п. В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, важно отдельно отразить план

14. С опорой на классификацию уроков по дидактическим целям, дайте характеристику существующим типам урока и ответе на вопрос:

· От каких факторов зависит выбор учителя типа урока?

Тип урока зависит от дефекта детей, с которыми он работает, от сложности их дефекта и их подготовленности.

· Как в зависимости от типа урока будет меняться его структура?

Структура и типы урока, организационной деятельности учителя. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

· Какие из представленных типов уроком могут проводиться нетрадиционна?

- комбинированные;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.