Интересным, оригинальным является предложение авторов концепции представить «ядро одаренности» не в виде трех, как в западных моделях, а в виде двух основных компонентов - инструментального и мотивационного. Это, безусловно, существенный шаг вперед по сравнению с моделями, выполнявшими ранее функции официальной точки зрения (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин и др.).
Разведение интеллекта и креативности - предмет давних споров наших исследователей, правда, не столько с зарубежными исследователями, сколько между собой. Авторы «Рабочей концепции одаренности» провели эту дифференциацию внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности, что представляется в данном случае вполне оправданным, логичным и весьма продуктивным шагом.
Мотивация дифференцирована авторами более традиционно. Она содержит пять основных признаков: 1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3) повышенная познавательная потребность; 4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; 5) высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Принципиально иначе, по сравнению с господствовавшими ранее представлениями, рассмотрена авторами проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения.
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).
2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).
3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).
4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая одаренность и специальная одаренность).
5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).
Вероятно, в дальнейшем данная теоретическая модель будет разработана и внедрена в образовательную практику.
1.3 Анализ опыта социально- педагогической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении муниципального района Шенталинский Самарской области.
Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей района.
Актуальность необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление одаренных и талантливых детей
-- анализ особых успехов и достижений ученика;
-- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
-- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
психологических служб;
-- преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания
системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе
общеобразовательных учреждений;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
-- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
и воспитание;
-- включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению
предметов школьной программы;
-- формирование и развитие сети дополнительного образования;
-- организация научно-исследовательской деятельности;
-- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
-- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
-- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах
разного уровня;
Поощрение одаренных детей
-- Публикация в СМИ;
-- Премия администрации ОУ «Ученик года»;
-- Увеличение каникулярного времени;
-- Внеконкурсное зачисление в школу искусств;
-- Стенд «Лучшие ученики школы»;
-- Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
-- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
-- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
-- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с преподавателями
-- Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»
-- Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
-- Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Выявление одаренных и талантливых детей.
Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в районе сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Специалисты психологической службы подготовили для педагогов и классных руководителей ОУ района пакет документов для организации системного мониторинга в данной области исследования. По итогам мониторинга в 2006-2007 учебном году более 50 % детей школьного возраста района обладают той или иной талантливостью. Педагоги района и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. В 7 школах района ежегодно действуют 10 групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста (более 60 детей ежегодно). Занятия в группах проводятся с учетом развития индивидуальных творческих способностей. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию«Портфолио», это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Такой же банк данных есть и районного масштаба.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.
В районе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Система дополнительного образования района позволяет развить интересы ребенка в различных областях. % охвата детей дополнительным образованием в районе остается из года в год высокой - 90%. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности - обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Из приведенной ниже таблицы видно, что дети района успешно выступают в конкурсах различного уровня.
Окружной
Областной
Республиканский
Межрегиональ
ный
зональный
Общерос-
сиский
Международ-
Учас
тие
результат
участие
2005-2006
уч. год
2
1 призовое место
6
1-гран-при,
5
2 призовых места
2-призовых мест
1-призовое место
2006-2007
призовое место
16
14 призовых мест
3
--
Районный Форум «Одаренные дети» в уже имеет свою летопись с 2005 года. В его историю вписаны три творческих года. Это по настоящему общественный форум, который охватывает деятельность всех организаций, руководящих лиц, общественности района, представителей СМИ, всех тех, кому не безразлична судьба талантливых и одаренных детей района. Можно с уверенностью сказать, что конкурс в районе - это практическая реализация идей, заложенных в приоритетном национальном проекте «Образование».
Конкурс позволил за эти три года выявить и поддержать около 200 талантливых мальчишек и девчонок. Конкурсным движением охвачены практически все учреждения общего образования, а также учреждения дополнительного образования. Распоряжением Главы муниципального района Шенталинский создан оргкомитет по подготовке и проведению конкурса. В него входят ведущие специалисты территориального отдела образования, аппарата управления Администрации района, педагоги и руководители ОУ, учреждения культуры. Члены Оргкомитета конкурса разработали Положение районного конкурса «Одаренные дети». Оно несколько отличается от общероссийского положения. И это понятно, ибо каждый регион имеет свои особенности и возможности. В программу конкурса были введены две новые номинации «Союз юных спортсменов» и «Клуб любителей естественных наук». Девиз конкурса и тематика домашних и финальных заданий тоже составляется из региональных особенностей. Например, 2005 год для района был юбилейным. Девиз и конкурсные задания были составлены так, чтобы конкурсанты в ходе подготовки к конкурсу, как можно больше узнали о родном крае - его легендарное прошлое, историю знаменитых и прославленных людей района, этнографию, экономику и современное положение района в общей системе Самарского региона. Девизом конкурса были выбраны слова «Живет в душе моей любовь к земле родимой…». Членами конкурсного жюри являются знаменитые и почетные граждане района, заслуженные педагоги и руководители ведущих служб района. Работа конкурса широко освещается в СМИ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9