Рефераты. Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

p align="left">В ходе исследования мы исходили из целевого аспекта исследования, направленного на развитие одаренности у учеников.

В ходе нашего исследования нами была разработана и апробирована структура развития одаренности детей в условиях школы, отражающая целенаправленность (Развитие одаренности у детей в условиях школы), содержание (развитие ряда способностей), логику (диагностический, содержательный и аналитический этапы), совокупность социально-педагогических средств (обеспечение педагогов современными педагогическими представлениями о проблеме развития одаренности в школе, создание программы «Бездарных детей не бывает» взаимодействие родителей детей и педагогов в создании программы направленной на развитие одаренности у учеников), проектируемые результаты (Гностический компонент, индивидуально-творческий потенциал Социальная активность).

Детские объединения пользовались большим спросом у учащихся особенно театральная студия, спортивные секции особенно такие как баскетбол, футбол, вело триал. Благодаря этим объединениям мы смогли вывести следующие показатели (Рис.4)

Таким образом после проведения программы «Одаренные дети», и программы «Бездарных детей не бывает». Мы смогли получить позитивные результаты и сделать выводы о том, что социальная активность возросла особенно в театральной студии. Гностический компонент вырос в объединении самопознания и на факультативах «познай планету». Творческая деятельность и мотивация к творчеству выросли во объединения почти одинаково.

Заключение.

В первой главе были рассмотрены сущность и содержание развития одаренности у учащихся.

Как свидетельствует история наблюдения, ученых свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны уходит еще в глубь веков. Для них не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них:

не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;

разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» («tabula rasa»); нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.

Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в сознании педагогов и психологов нашего времени он прочно связан с философией эпохи Просвещения. Именно в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа - «белая бумага, без всяких знаков и идей». Тезисы Джона Локка стали основой нашего исследования

Проведенное исследование убедительно свидетельствует, что познавательное развитие опирается на развитие как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. Оно показывает, что учащиеся, выделяющиеся высокими возможностями в решении задач на абстрактном, наглядном материале, нуждаются в поддержке и развитии их познавательных интересов. В младшем школьном возрасте у таких учащихся есть все предпосылки для реализации их интеллектуального потенциала в творческом познании окружающего мира, если помочь им преодолеть ограниченность их кругозора. К подростковому возрасту ограниченность познаний приводит к сужению интересов в резкой диспропорции в возможностях реализации учащимися своего интеллектуального потенциала.

Творческое развитие стимулирует поисково-исследовательскую активность, независимое и свободное от стереотипов мышление, легкость и гибкость в оперировании как новой информацией, так и имеющимися знаниями. Открытость новому усиливает возможности к усвоению знаний, приводит к формированию более широких понятий. Недостаточное развитие творческого потенциала учащихся, и в особенности недостаточный опыт творческой деятельности, ведут к ограниченному проявлению самостоятельной активности учащихся, более жесткой их привязанности к рамкам, накладываемым ранее усвоенными знаниями, и соответственно, к более медленному и узкому развитию познавательных структур, формирующихся в их опыте. Творческое развитие в сопоставлении с развитием интеллекта и специальных способностей учащихся школ не было до сих пор предметом многостороннего исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.

Все вышесказанное обусловливает актуальность изучения интеллектуального и творческого развития учащихся школ.

1. Творчество составляет центральное звено и психолого-педагогический механизм развития одаренных детей и учащихся, проявляющийся в креативности, успешности учения, типах и уровнях интеллекта (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин).

2. Принципиальное значение для развития одаренности имеет обучающая среда, которая предлагается в системе школьного обучения. Динамика развития одаренности зависит от программ и методов обучения, от особенностей личности учителя.

3. Общая одаренность и специальные способности развиваются в определенном единстве. Общая одаренность является основой для развития специальных способностей и в процессе обучения реализуется в них (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Теплов).

4. Творческие способности рассматриваются как сложное образование, включающее не только тип и уровень интеллекта, но и личностные особенности. При этом особое значение имеют эмоциональные и мотивационные характеристики индивида, система его ценностей, Я-концепция в целом.

Список используемой литературы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. -2е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 448.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М. 1994. -358 с.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 320 с.

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. - М.: Академия, 2006. - 288с.

Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр « Академия», 2001.- 208 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М.:Изд. центр « Академия», 1999.- 440 с.

Воловик А.Ф. Концепция досуговой деятельности в педагогической теории коллектива. - Харьков: ХГУ, 1988. 135 с.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Флинта, 1988. 397 с.

Воспитательная деятельность педагога / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 336с.

Губаненков С.М. Возможность выбора - в клубе! - СПб. 2004. 17 с.

Десяева Н.Д., Лебедева Т.А. Культура речи педагога. - М.: Академия, 2006. - 192с.

Дополнительное образование детей: Учебн. Пособие для студ. высш.учеб. заведений./Под ред. О.Е. Лебедева. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 256 с.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 192 с.

Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2007. -176с.

Иванова Е.А., Деревянко О.П., Басок Е.Л. Программа семейного клуба «Теремок» // Рост. - 2003. - № 19. - с.

Илюшин Л.С. Возможности дополнительного образования в процессе социализации школьников // Рост. - 2003. - № 20. - С. 39 - 42.

Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург. 1993.- 128 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.- 214 с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.:Изд. ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002.- 448 с.

Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. // Педагогика, -2001. -№1. -С.24-32.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика.:Учебник. - М.: Гардарики, 2003. -269 с.

Матюшкин А.М Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.: Учебное пособие.- Москва-Воронеж, 2004.-191с.

Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой., сост. Г.С. Семенов - М.: Школьная пресса, 2003.- 96 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика.:Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.:Изд.центр « Академия», 1999. -184 с.

Напорт П. Социальная психология. - СПб: 1991.- 378 с.

Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: практикум. - М.: Академия, 2004. - 251с.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2007. - 368с.

Педагогика: теории, системы, технологии. /С.А. Смирнов. - М: Академия, 2007. - 512с.

Принципы обновления программного обеспечения в школе. - Материалы Всероссийской научно - практической конференции, СПб. 1995.- 38 с.

Психология развития / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2001. - 350с.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. завед.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232с.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2007. - 336с.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психологической диагностики. - СПб.: Речь, 2003.- 622с.

Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология.: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2004. -336 с.-(Серия « Профессиональное образование)

Социальная педагогика, Курс лекций: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн.заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2001. -600 с.

Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -160 с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд.центр «Академия», 2002. -272 с.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластена. - М.: Изд. центр « Академия», 2001. -208 с.

Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: 1993.- 197 с.

Щетинская А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей. - Оренбург: ОГПУ, 1997. -125 с.

Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика.: Учед. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. А.В. Мудрика.- М.: Изд. центр «Академия», 2004. -352 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.