Рефераты. Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

p align="left">В художественной образности произведений народного искусства - всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Стремление народа к гармонии, красоте, праздничности выражает оптимизм народного мировоззрения, веру народа в лучшее будущее. В произведениях народного искусства всегда поражает глубокая логичность и совершенство форм, удивительная завершенность художественного решения, т.е. понимание нерасторжимой связи формы и содержания в искусстве.

Изменения, происходящие в жизни народа, не могут не отразиться на развитии народного творчества. Постоянно развиваясь и изменяясь, народное творчество никогда не теряет связи с настоящим.

Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих веков, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры [см.: XVII, c.8].

Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть, и художественно воплощается, лишь жизнедеятельность общественно необходимая, т. е. имеющая для общества большое значение. «Искусство в своем художественном содержании, -- подчеркивает философ А. Еремеев,-- хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир... Художественное содержание не давало индивидууму опуститься ниже уровня требований, предъявляемых к нему обществом» [XIX. - с.19]. Поэтому-то чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации для того, чтобы она была строго и подробно проанализирована жестокой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.

Виды изобразительного искусства.

Существуют следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Творец архитектуры должен быть прежде всего художником. Он создает произведение, в котором сочетается работа скульптора, графика и живописца, продумывает вопросы композиции, цвета, светотени и многие другие. В своем произведении архитектор может выразить самые различные идеи, настроения, в иносказательной форме вложить в него то или иное содержание.

Произведение архитектуры редко существует само по себе. Обычно оно сочетается с другими видами изобразительного искусства, чаще всего со скульптурой, как, например, здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх).

Скульптура бывает круглой (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной. Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны. Если рельеф выступает над плоскостью менее чем наполовину своего объема, то его называют барельефом, если более чем наполовину, то его принято называть горельефом.

Скульптура может быть огромной по размерам, монументальной по характеру и совсем маленькой, изящной. Материалом для скульптуры служат камень, стекло, дерево, металл и пр. Твердые холодные материалы, послушные вдохновению скульптора, наполняются смыслом, теплотой, приобретают желаемый облик.

Неисчерпаемы формы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и обработка металла, вышивка и плетение из соломки, изделия из камня, кости, стекла, обработка драгоценных камней, всевозможные игрушки и многое другое. В прикладном искусстве нередко соединяются скульптура, живопись, графика.

Более подробно мы рассмотрим лишь два вида изобразительного искусства - графику и живопись, с которыми педагог наиболее часто встречается в повседневной работе.

Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей, может откликаться на любые события жизни, порой в иносказательной форме, обращаться к любой тематике.

Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение.

Художник-график для создания портретов, пейзажей, карикатур, произведений исторического бытового и других жанров использует такие материалы, как карандаш, уголь, тушь, сангина, соус, акварель, гуашь. Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал, из которого они сделаны, подчеркнуть мельчайшие детали.

Можно выполнить рисунок для того, чтобы он, подобно картине, постоянно находился в помещении - на стенах выставочного зала, музея, вестибюля, учреждения, комнаты. Тогда он будет относиться к так называемой станковой графике.

Можно использовать рисунок для иллюстрирования книги - сказки, повести, романа, научного труда, учебника.

К графике относятся все виды гравюры - ксилография, линогравюра, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.

Существует также промышленная и прикладная графика: марки, наклейки на спичечных коробках, торговые этикетки, денежные знаки.

В отличие от графики живопись запечатлевает образы во всем блеске и богатстве красок. Однако живопись, как и графика, не копирует видимые формы окружающего мира, не создает их иллюзию. Живописец стремится передать в картине пространство, «открыть окно» в изображаемый мир, но никогда не забывает и ее декоративной функции.

Существует множество материалов живописи, имеющих свою специфику и область применения: краски, кисти, бумага, холст, картон, разбавители и пр.

Все художественные краски состоят из цветного порошка - пигмента и связующего, которое скрепляет между собой мельчайшие цветные частицы. Древние художники применяли красящие вещества, встречающиеся в природе в виде всевозможных минералов, а также цветные земли. Кроме того, они использовали органические красители. Однако со временем почти все натуральные пигменты были вытеснены искусственными, которые и входят в большую часть современных красок [см.: I, с.26].

1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство -- не просто рисование, это обязательно всегда и труд, ручной физический труд. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима. Во-вторых, изоискусство неразрывно связано и с формированием образного мышления. Вне создания в сознании, в воображении «зримого» прообраза итогов труда человек не способен создать ни единой вещи -- он должен ее «видеть» заранее. Наша сетчатка -- это часть мозга, вынесенная наружу, это «чертежная доска» мозга, работающая во много раз быстрее любого счетно-решающего устройства. В-третьих, оптимальное решение задач в любой отрасли производства -- всегда гармонично. Выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификой образного мышления, а значит, и художественного развития.

Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения во всяком творческом мышлении, показывают необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты утверждают то, левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое -- нацелено на мышление образами. Доктор химических наук Ю. Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый» замечает, что «важно это и для профориентации. Исследования… показали, что среди мужчин профессией летчика или, скажем, оператора овладевают лица с максимально выраженной асимметрией мозга» [XIX. - с.25].

Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности. «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности», - утверждает Ю. Чирков. - Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» [там же].

Только с помощью искусства в общеобразовательной школе можно проделать теперь эту работу -- развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве глаза и руки.

Но есть еще одна, пожалуй, самая важная, человеческая способность -- способность творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества.

Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. чувствовать потенцию развития явлений или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. Сила воображения является продуктивной, творческой, производящей, а не просто воспроизводящей.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, поверхности, пластилин. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций - здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней серьёзно. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности искусства не всегда осознаются и используются. Труд в искусстве требует серьезной организации и материального обеспеченности своего процесса - только тогда можно ожидать результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.