Рефераты. Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

p align="left">- освоение знаний о классическом и современном искусстве;

- ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- развитие способности узнавать, что изображает произведение искусства;

- развитие эстетического восприятия;

- практическая изобразительная деятельность.

Восприятие произведений изобразительного искусства на уровне узнавания требует от ребёнка развитой способности понимать изобразительный язык самого искусства, специальной выучки. Для него первичной задачей при этом выступает понимание изображения как отображения действительности. Однако одного понимания отношения изображения к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображённых предметов и их соотношения. К восприятию произведений изобразительного искусства ребёнка надо готовить исподволь, постепенно. Учитель поможет ребёнку, если расскажет, что изобразительное искусство имеет свои секреты - приёмы отражения окружающего мира в наглядных, зрительного воспринимаемых образах, в которых надо научиться узнавать изображения самой реальной действительности.

Помимо узнавания отображаемого в произведении искусства ребёнок должен научиться эстетически воспринимать изображения. Для этого учитель, кроме объяснений того, почему это произведение красиво, сам должен искренне переживать эстетические чувства от созерцания картины. Когда ребёнок начинает понимать изобразительный язык того или иного художественного направления, он переживает радость от того, что он уже понимает содержание и может оценить колорит картин. Квалифицированное обучение ребёнка восприятию художественных произведений и рисованию содействует овладению им выразительными средствами какого-либо направления в искусстве. Ребёнок легко усваивает эти средства в элементарной их форме, узнаёт их и пытается пользоваться в своём творчестве.

На уроках изобразительного искусства учитель предоставляет большую часть времени для работы самого ребёнка. Приступая к рисованию или лепке, ребёнок планирует основные моменты своей работы, тем самым образное мышление получает возможность упражняться и развиваться дальше. Самостоятельность, предоставляемая ребёнку на уроках изобразительного искусства, поднимает его ответственность за исполнение работы, даёт свободу воображению и доставляет ребёнку особую радость. На уроках рисования ребёнок находится наедине с самим собой и часто самостоятельно творит в меру развития своих способностей.

По мнению Сластенина нравственное воспитание учащихся средствами искусства и активизация их художественно-творческой деятельности будут успешными при определенных условиях:

1. Учет интересов, потребностей, художественных запросов учащихся, в целом их эстетической воспитанности.

2. Систематичность и целенаправленность художественного образования и воспитания.

3. Координация внеклассной воспитательной работы с деятельностью внешкольных детских учреждений и учреждений культуры, с учебными занятиями по предметам гуманитарного и художественного циклов.

4. Ориентировка не только на познание и восприятие искусства, но и творчество в различных областях художественной деятельности, передачу опыта другим людям [XVII. - c. 57].

Для диагностики воспитания школьника средствами народного искусства необходимо определить принципы работы.

Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:

1. Ведущий принцип - закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпатии и т.д.).

2. Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации содержания и др.).

3. Принцип постоянства связи с жизнью, реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; метод отчетных уроков перед родителями, школой

4. Принцип опоры на апогей в искусстве (пиковые переживания). Данный принцип может быть реализован через методы сопоставления, поэтапности создания художественного образа и др.

5. Принцип единства формы и содержания в искусстве. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоционально-отношенческих задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к детали и др.

6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса [XX. - с.157].

Остановимся подробнее на каждом из них и определим методы работы.

Закон уподобления

Реализация:

1. «Художник и зритель».

Постоянная смена ролей детьми - то художник, то зритель по отношению к работам мастеров или своим собственным. Ребенок может рассматривать «Сказку о золотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отношения героев, отношение автора к героям, отношение читателя к авторам и к героям и т.д.

2. «Три брата мастера».

Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер постройки. Они способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки).

3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместного деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.).

Принцип освоения вживанием

Реализация:

1. Метод поэтапных открытий.

Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие - новое слово-настроение.

2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.

Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу - и все на одну тему. Цель здесь - единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

3. Обобщающие занятия: задача их - сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие - вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха - «Я могу!».

4. Метод широких ассоциаций: возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное - не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления - способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.

Принцип постоянства связи с жизнью

Реализация:

1. Метод привлечения: в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей - актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.

2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру - это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.

3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими: будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.

Принцип опоры на апогей в искусстве

Любое явление необходимо осознать в чистоте его проявления, в «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связанном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления.

Реализация

1. Работа с отдельными произведениями искусства: имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе - стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке - песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).

2. Работа с языком искусства: в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства - необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы - слово, метафора; в музыке - тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи - линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре - контур, объем, материал, рельеф и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.