Рефераты. Специфика взаимодействия учителя и ученика на уроках английского языка в начальной школе

Специфика взаимодействия учителя и ученика на уроках английского языка в начальной школе

3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ОГОУ "Новосибирский педагогический колледж №2"

Дипломная работа

Специфика взаимодействия учителя и ученика на уроках английского языка в начальной школе

Пешнина Евгения Константиновна

специальность 050709

преподавание в начальных классах

курс V, группа 528

Руководитель: Зайкова Т. Ю.

Выпускная квалификационная

2007

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы учебно-педагогического сотрудничества и обучения в образовательном процессе
  • §1. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • 1.1 Общая характеристика категории субъекта
  • 1.2 Субъект и личность
  • §2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса
  • 2.1 Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия
  • 2.2 Психологический контакт во взаимодействии
  • §3. Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность
  • 3.1 Характеристика взаимодействия
  • 3.2 Взаимодействие в образовательной системе
  • §4. Педагогическое обучение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Психолого-педагогические аспекты учебного сотрудничества учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе
  • §1. Методические умения учителя иностранного языка
  • §2. Учитель как речевой партнер
  • §3. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе
  • Глава 3. Приемы осуществления сотрудничества учителя и ученика на уроках иностранного языка в начальной школе
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Одной из основных задач обучения иностранному языку в начальной школе является развитие способности школьника к обучению на иностранном языке. Важным является развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а так же эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения.

Новые задачи, стоящие перед учителем иностранного языка на современном этапе требуют от него пересмотра некоторых вопросов организации урока иностранного языка, его содержания, методов и приемов обучения. Предметом внимания и творческого поиска должны стать, прежде всего, коммуникативная направленность урока, усиление его воспитательно-образовательного и развивающего потенциала. Знание личности каждого ученика и учет его индивидуальных способностей, уровня развития и обученности являются обязательным условием эффективного обучения.

Успеху в работе в немалой степени способствуют умение учителя видеть каждую учебную тему в целом, динамику ее развития, умение организовать учебный материал, обеспечить его непрерывное повторение в новых ситуациях и способствовать формированию прочных речевых навыков и умений, подчинить структуру урока логике общения.

Для обучения общению на иностранном языке требуется большое психическое напряжение как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому должна быть создана положительная мотивация, которая будет способствовать успешному выполнению всех задач. В руках учителя создание и использование таких условий на уроке, которые повышали бы интерес школьников к предмету, в которых они занимались бы охотнее и добивались бы лучших результатов в овладении иностранным языком.

Успешное овладение иностранным языком во многом зависит от активности школьников на уроке. Учитель должен выбрать такие приемы и режимы работы, которые обеспечивали бы вовлечение всех учащихся, независимо от уровня их обученности, в речевую деятельность в ситуациях общения.

В процессе познавательной и коммуникативной деятельности учащихся возникают и два вида отношений: взаимодействие учащихся с учебным материалом в процессе усвоения и определенные взаимоотношения между учителем и классом и учащихся между собой в процессе учебного речевого общения на уроке. От характера этих взаимоотношений в классе во многом зависят психологический настрой учащихся, их желание и готовность участвовать в речевом общении на иностранном языке.

Поэтому при организации процесса обучения учителю нередко приходится выступать в двух различных ролях: в роли источника учебной информации, организатора и руководителя педагогического процесса, с одной стороны, и в роли инициативного партнера по речевой коммуникации в классном коллективе - с другой. Выполняя эти роли, учитель управляет двумя видами деятельности учащихся: усвоением языкового и речевого материала и общением на изучаемом языке, что совсем не характерно для других педагогических специальностей.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы сотрудничества учителя и ученика на уроках английского языка в начальной школе.

Объект настоящего исследования: взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения иностранному языку

Предмет: деятельность учителя, деятельность учащихся, специфика их взаимодействия на уроках английского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;

Определить роль взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения;

Проанализировать различные стили преподавания и способы установления контакта с учеником и определить эффективные;

Выявить особенности взаимодействия учителя и ученика на иностранном языке в начальной школе.

При написании дипломной работы нами были применены следующие методы исследования:

наблюдение,

опрос учащихся и учителей,

беседы с учащимися и учителями,

анализ школьной документации,

критический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.

Глава 1. Теоретические основы учебно-педагогического сотрудничества и обучения в образовательном процессе

§1. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса

1.1 Общая характеристика категории субъекта

Категория
субъекта, как известно, - одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Лекторский). Как отмечает С.Л. Рубинштейн, "основная задача философии (онтологии). задача раскрытия субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения" [37 с.275]. Сюда же входит задача раскрытия, определения субъектов деятельности как одной из основных форм движения. Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы - педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Каковы же характеристики субъекта с общефилософской позиции? По мнению С.Л. Рубинштейна, они включают в себя:

Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в "открытии бытия познанию", в отношении этого "познаваемого бытия" к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: "1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание [37 с.326].

Во-вторых, познающий субъект, или "субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах" [37 с.326]. Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. "Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"" [20 с.157].

В-третьих, общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

В-четвертых, рассматривая проблему отношения "Я" и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что "Я" предполагает некоторую деятельность и, наоборот, "произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности - "я" данного индивида". Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

В-пятых, субъект - сознательно действующее лицо, самосознание которого - это "осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе". Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма "Человек как субъект жизни".

В-шестых, каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому (как было отмечено еще А. Смитом, К. Марксом в теории зеркала, согласно которой человек Петр, смотрясь в Павла как в зеркало и принимая его оценки, формирует самооценку).

В-седьмых, каждое "Я", представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. "Каждое "я", поскольку оно и есть всеобщность "я", есть коллективный субъект, содружество субъектов, "республика субъектов", содружество личностей; это "я" есть на самом деле "мы"" [37 с.337].

Восьмая характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. Согласно С.Л. Рубинштейну, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле". [4, с.6] Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.

Отметим еще одну, девятую, характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории "субъективного" образа (по А.Н. Леонтьеву). Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный ("пристрастный") субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие "пристрастности" отражения как его принадлежности субъекту деятельности [21, с.125-126].

Важно отметить, что, подходя к понятию субъекта с других - операциональных - позиций, Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих его характеристик. "Он справедливо подчеркивает, что так же, как объект не "дан" субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы "строится" им для себя, так и субъект "не дан" себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя" [19, с.50].

По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими.Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Анализируя эту позицию Ж. Пиаже и всей Женевской школы, Л.Ф. Обухова отмечает, что формула "стимул - реакция", согласно Ж. Пиаже, должна выглядеть как "стимул - организующая деятельность субъекта - реакция" [25, с.23]. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле - взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель [34, с.134] Психология наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.,1997..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.