С помощью “дорожек” ребенок следит, чтобы каждый элемент ступенчатой схемы входил в общую линейную схему, в общую величину. Постепенно эти “дорожки” уходят, становятся не нужны, т.к. ребенок видит все части составляющие целую величину. При переходе от линейной системы к составлению уравнения опять могла произойти потеря. Чтобы проверять самих себя, мы “дорожками” показываем каждый элемент равенства:
а
с
х х в х в
3х + 2в - с = а
Если дети научились видеть, из чего состоит линейная схема, то преобразовывать ступенчатую схему в линейную не нужно. Если ребенок научился действовать, то никакие дорожки ему не нужны. Но если вы возвращаетесь к анализу того, какие ошибки могут быть и как их обнаружить, то тогда те значки, которые были на этапе обучения ребенка, ребенок использует вновь для самоконтроля и для самопроверки.
Задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка действие самоконтроля.
Как будет выглядеть наша картинка
если не сформировано: если сформировано
выполняю проверяю выполняю проверяю
IV этап - решение составленного уравнения. Этап может совпасть с предыдущим, если ребенок записывает уравнение сразу в форме решения: х = выражение ;
V этап - это подбор вместо букв подходящих чисел. Подходящих с трех точек зрения:
сюжет задачи;
выполнимости арифметического действия;
умения успешно оперировать с подобранными числами.
Другими словами, речь идет об области допустимых значений по отношению к сюжету и т.д.
VI этап - выполнение необходимых вычислений, требующих последовательного выполнения арифметических действий с числами.
VII этап - возвращение к условию задачи для получения ответа на вопрос ее, т.к. не всегда величина, которую обозначили буквой х и относительно которой составляется и решается уравнение, может совпадать с величиной, которую нужно найти для ответа на вопрос задачи. Решив уравнение, необходимо его проверить, получен ли ответ на вопрос задачи.
Итак, выделено семь этапов, хотя основными являются четыре: построение схемы, составление и решение уравнения и вычисление числового значения.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М: ЦПФО “Развитие личности”,1998
Давыдов В.В. Виды обучения. М.: Интор, 1996
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1997
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1999
Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение //Давыдов В.В. Последние выступления. ПЦ “Эксперимент”,1998
Основы общей психологии. М., 1991
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996
Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1998
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993
Чуприкова Н.А. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. М.: АО “Столетие”, 1995
Информационно-методический журнал “Феникс”. - 1997 - №6, - 1995 - №3 - (межрегиональный вестник развития личности)
Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах.
А.А. Столяр. Методика начального обучения математике.
Давывыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. “Обучение математике”. М.: Мирос, 1999
Александрова Э.И. “Методика обучения математике в начальной школе”. М.: Вита-Пресс, 1999
Александрова Э.И. Математика. М.: “Дом педагогики”, 2000
Александрова Э.И. Учебные тетради по математике. М.: “Дом педагогики”, 2000
Александрова Э.И. Развивающие прописи. М.: “Дом педагогики”, 2000
Давывыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Математика. М.: “Дом педагогики”, 2000
Микулина Г.Г. Учимся понимать математику. М.: “Дом педагогики” 2000
Захаров А. М., Фещенко Т.И. Математика. М.: “Дом педагогики” 2000
Пачатковая школа 2001 - № 6, 11
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6