Объекты иллюстраций на плакате должны изображаться в их естественных положениях.
Изображения объектов на плакате должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это главные детали.
Наиболее существенные элементы изображений на плакате следует выделять цветом. При этом окрашивание деталей, раскрывающих принцип действия или конструкции объектов, следует выполнять в более ярких тонах, по сравнению с второстепенными деталями.
Надписи на плакатах должны быть исполнены достаточно крупным и четким шрифтом; не следует перегружать плакат текстом, набранным мелким кеглем.
При компоновке содержания плаката следует помещать на нем не более трех-четырех изображений.
В тех случаях, когда мелкие детали на плакате имеют существенное значение, следует помещать их дополнительное изображение в увеличенном виде.
При необходимости размещения на плакате большого числа изображений их следует располагать в поле плаката в последовательности изучения.
Требования к отбору и изготовлению натуральных наглядных пособий
Следует отбирать для использования в качестве наглядных пособий натуральные объекты, имеющие ярко выраженные типичные признаки.
Пособие необходимо оснащать устройствами, позволяющими демонстрировать натуральный объект (особенно объект значительных размеров и значительной массы) со всех характерных для изучения сторон, - вращающимися подставками, поворотными устройствами, кантователями и т.п.
Выделять наиболее важные части пособия окрашиванием в разные цвета, кодированием цифрами, буквами и т.п.
Натуральный объект нужно освободить от кожухов, ограждений, защитных устройств, крышек и т.п. в целях возможности демонстрации его внутреннего устройства. Применять разрезы, вырезание смотровых окон, подсветку внутренних полостей, установку лампочек-сигнализаторов, специальное окрашивание внутренних полостей и отдельных деталей и т.п.
Необходимо обеспечить возможность быстрой разборки и сборки многодетального пособия, используемого при проведении практикума или лабораторно-практических работ.
Мелкие натуральные объекты нужно коллекционировать на специальных тематических щитах.
Широко использовать натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, приспособления, детали, приборы и т.п.) в качестве раздаточного наглядного материала.
материалы и устройства для программированного обучения
звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио
учебное кино: кино-, видео-фильмы, фильмы-фрагменты, фильмы-кольцовки;
статические экранные пособия: диафильмы, слайды, кодопозитивы и т.п.
контролирующие и информационные устройства с соответствующими базами данных
тренажеры и тренажерные устройства с необходимыми учебно-методическими материалами
Учебное телевидение, видеомагнитофонные записи персональные учебные компьютеры с соответствующим программным обеспечением.
Учебные задачи, решаемые с помощью технических средств обучения.
Сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, что способствует повышению качества обучения.
Повышение наглядности, доступности, темпа сообщения учебного материала.
Повышение интереса учащихся к учению, удовлетворение их запросов и любознательности.
Снижение утомляемости учащихся на уроке.
Освобождение преподавателя от чисто технической работы и возможность использования сэкономленного времени для творческой деятельности.
Увеличение доли времени самостоятельной работы учащихся.
Облегчение труда преподавателя и учащихся.
Условия эффективности применения технических средств обучения
ТСО должны использоваться в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами обучения.
ТСО должны применяться в ходе урока в учебном кабинете по соответствующему предмету.
Преподаватель должен в совершенстве знать дидактические возможности намеченного к использованию технического средства, уметь его применить.
Необходимо соблюдать оптимальные частоту и длительность применения ТСО: учебное кино - не более 3-4 раз в неделю; фильмы-фрагменты - 4...6 мин в течение урока; диафильмы, слайды - 12 - 15 кадров за один раз.
Вопросы методики применения технических средств обучения
Применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею. Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации, его во многом заменяют база данных и база знаний, заложенные в программно-педагогические средства учебных компьютеров. Уменьшается удельный вес устного опроса на уроке - его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением контролирующих машин, экзаменаторов и др. Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя в руководстве учебным процессом, В процессе обучения не только усваиваются знания и умения учащимися, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируются их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет педагог.
Стадия подготовки к занятиям. Определение учебно-воспитательных задач, решаемых с помощью ТСО.
Детальное изучение содержания и способов использования технических средств, намеченных к применению.
Определение места каждого намеченного к применению технического средства на уроке.
Определение способов применение каждого намеченного ТСО.
Техническая подготовка к использованию ТСО на уроке: установка аппаратуры и проверка ее в работе, регулирование рабочих параметров, зарядка носителей информации, проверка качества изображения, звука и т.п.
Стадия проведения занятий. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций или звукозаписи с использованием ТСО.
Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО.
Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью ТСО: попутные пояснения и вопросы, выделение главного, комментирование материала, неозвученного ТСО, и т.п.
Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО.
Руководство самостоятельной работой учащихся с использованием информации, получаемой с помощью ТСО.
Рациональное сочетание разных форм и методов учебной работы на уроке с учетом содержания и специфики способов применения используемых ТСО.
Справочники
Преимущественные дидактические функции (возможности):
Способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
Решение задач, самостоятельное проектирование технологических процессов, конструирование приспособлений, оснастки; проведение семинарских занятий, практикумов, дидактических игр и т.п.
Вид средства обучения:
Сборники задач и заданий
Позволяют педагогу оперативно предъявлять учащимся задания для выполнения упражнений и самостоятельных работ. Содержат рекомендации, указания, типичные решения для выполнения заданий. ответы на задачи, шифры правильных ответов на карточки-задания
Выполнение классных и домашних упражнений по закреплению и повторению учебного материала. Проведение семинарских занятий, практикумов, контрольных работ, дидактических игр, олимпиад и др.
Тесты (сборники тестов) по предмету
Обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений учащихся Содержат задания и эталоны правильного их выполнения
Страницы: 1, 2, 3, 4