а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется та или иная форма сочинения.
б) функции слова учителя и средств наглядности.
в) характер умственной деятельности учащихся.
Выделяются четыре формы сочетания слова и средств наглядности:
1. При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.
Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает знания о внешнем облике объекта.
Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.
2. Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к учебной (дидактической) задаче.
При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.
Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том, чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.
Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.
3. Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.
4. В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания: он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и связях, не воспринимаемых непосредственно.
Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.
Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.
Прессман Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит "вписать" избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя - это прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Рассмотрим на примере один из уроков экономики, 10 класс, учебник И. Липсиц "Экономика".
Тема урока: Финансовая система
Используемые ЦОРы:
№ ЦОРа
Пункты плана урока
Название ЦОРа
Объём
Адрес
113584
Понятие банка и банковской системы
Интерактивная схема "Банковская система РФ"
1582Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/2445c6b8-7d04-4dc7-af2a-85c9053dae91/? from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid [] =22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id [] =60077
113615
Функции банков
Схема "Банки и их функции"
95Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/aa36de2c-526c-48b5-be97-23de8d73e630/? from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid [] =22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id [] =60077
113505
История возникновения банков
Текст "История возникновения банков России"
14Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/1dc0fd5b-79de-4545-b914-981fb4cf0518/? from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid [] =22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id [] =60077
113544
Основные операции банков
Презентация "Виды банковских операций"
185Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/9ef38908-8068-47d1-9bd7-5763661ba421/? from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid [] =22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id [] =60077
113537
Другие финансовые институты
Анимация "История развития страхования"
1277Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/8c50086a-d426-4506-99d5-db068c3e577a/? interface=pupil&class=54&subject=21
113655
Банковское законодательство
Схема "Банковское законодательство"
99Кб
http: // school-collection. edu. ru/catalog/res/e058fe80-3c8c-4ac9-9c10-1d6b45a028fa/? interface=pupil&class=54&subject=21
Для работы с ЦОРами в виде интерактивных схем необходимо установить программу Flash Player:
http: // school-collection. edu. ru/programs/view/
Используемое оборудование: компьютер и проектор, компьютерный класс.
Урок может быть организован по типу: модель 1 или модель 2.
Модель 1 - один компьютер в классе. Сеть Интернет.
Модель 2 - компьютерный класс. Сеть Интернет.
План урока.
1. Значение финансов в экономике.
2. Понятие банка и банковской системы.
3. Функции банков.
4. История возникновения банков.
5. Основные операции банков.
6. Другие финансовые институты.
7. Банковское законодательство.
При изучении данной темы возможно использование нескольких ЦОРов, представленных в единой коллекции цифровых ресурсов: http: // school-collection. edu. ru
Данные ЦОРы позволяют сформировать у учащихся более полное представление об изучаемой теме.
Педагогически целесообразный вариант урока - комбинированный. Он может включать работу с учебником, самостоятельную работу учащихся с опорой на учебный текст и различные способы более полного осмысления содержания раздела и получения опыта применения знаний на практике.
Ход урока:
1. Значение финансов в экономике. (Сообщение учителем информации, раскрывающей роль и значение финансов в экономической системе).
2. Понятие банка и банковской системы. (ЦОР № 113615, ЦОР № 113584)
Данные ЦОРы используются при самостоятельном знакомстве учащихся с материалом учебника. Они позволяют и помогают ученикам выделить самое существенное в тексте и наглядно представить структуру изучаемых вопросов.
ЦОР № 113615 предлагается учащимся для рассмотрения и ответа на следующие вопросы:
- Что такое банк?
- Какие виды банков существуют?
3. Функции банка.
Опираясь на схему ЦОР № 113615, ребятам предлагается назвать функции банка и, обращаясь к учебнику, раскрыть каждую из этих функций.
Наиболее успешным учащимся дается опережающее задание: охарактеризовать банковскую систему РФ, используя при этом в качестве наглядного материала ЦОР № 113584.
Организуется самостоятельная работа учащихся с текстом (ЦОР № 113505) с целью выполнения следующего задания:
знакомясь с предлагаемой информацией проследить этапы формирования банков в России и составить хронологическую таблицу.
Этап развития банковского дела
Краткая характеристика этапа
Класс делится на две группы, которые, опираясь на схему (ЦОР № 113544) и на материал учебника готовят ответы на следующие вопросы:
Какие операции осуществляет Центральный банк?
Какие операции осуществляют коммерческие банки?
С целью расширения у учащихся представления о банковских операциях сильным ученикам дается опережающее задание: по вопросу "Виды банковских операций" подготовить сообщение, используя схему (ЦОР №113544).
При рассмотрении вопроса "Другие финансовые институты"
ученикам предлагается, опираясь на схему (ЦОР № 113537), выделить особенности страховых компаний, отличающих их от других финансовых институтов (пенсионного фонда, Инвестиционных компаний, фондовых бирж).
Банковское законодательство.
В процессе заключительной беседы учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Какие документы, регулирующие банковское дело вы можете назвать?
- Какие положения по данному вопросу могут отражаться в Гражданском Кодексе РФ? -Что регулирует Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" 2001г.? Для проверки правильности своих ответов учащимся предлагается схема "Банковское законодательство" (ЦОР № 113655).
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается, опираясь на полученную информацию, составить свой ЦОР в виде словаря, содержащего основные термины по данной теме.
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. -М.: Арт-Пресс, 2003. -217с.
Бабанский Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1985. -406с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Просвещение, 2000. -305с.
Борисова Н.В. Новые педагогические технологии. -Тверь: Медиа-АРТ, 1998. -206с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. -№3. -С.27
Кларин М.В. Педагогические технологии. -М.: Просвещение, 1989. -278с.
Махмутов М.И. Современный урок. -М.: Просвещение, 1988. -196с.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. -М.: Академия, 2008. -442 с.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессонально-педагогической деятельности. -М.: АРТ, 2002. -265 с.
Организация современного урока/Под ред.П.И. Педкасистого. -М.: Просвещение, 1994. -201с.
Педагогика/под ред. Смирнова С.А. М.: Просвещение, 1999. -235 с.
Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1998. -341 с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель В.А. Мижериков. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. -509 с.
Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -256с.
Российская педагогическая энциклопедия/Под ред.В. В. Лавыдова. Т2. -М.: Просвещение, 1999. -578с.
Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов. М.: Издательский центр "Академия", 2007. -128 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: АРТ, 2001. -268 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4