Рефераты. Стандартизация в системе образования

b>5. Принудительное распределение студентов

Принудительное распределение студентов не имеет ни морального, ни практического оправдания. Ко всему этому оно нарушает статьи 41, 49 Конституции Республики Беларусь. Принудительное распределение студентов приводит к тому, что студент не в состоянии выбрать наиболее оптимальное начало своей карьеры, выбрать такое место работы, где его доходы, а, следовательно, производительность труда были бы наивысшими. Вместо этого его принуждают к отработке нескольких лет "каторги" на зачастую убыточных предприятиях, которые камнем висят на шее белорусской экономики и приносят ей только потери.

6. Отсутствие признания образования за рубежом

Беларусь является чуть ли не единственной европейской страной, не присоединившейся к Болонскому процессу. После крайне неудачной реформы системы образования в нашей стране отсутствует возможность получения степени бакалавра и магистра. Это закрывает дорогу к международному признанию белорусских дипломов. Чиновники и политики создали искусственные препятствия на продолжении белорусскими студентами своего высшего образования заграницей. Если студент отучился 4 года в белорусском вузе, то он не может получить степень бакалавра и продолжить обучение на степень магистра в хорошем зарубежном университете.

Используемый белорусскими властями способ борьбы с утечкой мозгов не работает. Молодежь все равно находит способы и средства уехать за рубеж, потому что правительство родной страны лишает человека права выбора места и содержания образования, формы занятости и вознаграждения за него.

7. Идеологизация образования

Идеологизация белорусского образования блокирует развитие настоящей науки, не позволяет создать атмосферу плюрализма, творчества и научного поиска. Наличие в программах всех университетов предмета "Идеология белорусского государства" свидетельствует о попытке подчинить науку и образование монополии одной политической силе. Строгая стандартизация, используемая в других гуманитарных дисциплинах, требование использования "правильных" учебников только усиливает идеологизацию белорусского образования.

Еще одним серьезным недостатком существующей системы является наличие чрезвычайно жесткого контроля государства над научной, исследовательской деятельностью студентов и преподавателей. Без соответствующего разрешения руководства Министерства образования ни студенты, ни преподаватели не могут посещать зарубежные семинары и конференции, участвовать в научно-исследовательских и практических проектах.

8. Ограничения по набору студентов

Министерство образования Беларуси доводит до вузов план набора специалистов на внебюджетной основе. Подобная практика необоснованна и нарушает законные права граждан. Чиновники аргументируют такой подход якобы "перепроизводством" специалистов определенных специальностей (в частности, экономических и юридических) и предстоящей невозможностью выпускников трудоустроиться после окончания вуза. Однако в поддержку этого тезиса не приводится никаких доказательств. Официальная статистика показывает, что из всех безработных (около 40 тысяч) только 10% имеют высшее образование. Характер изменений на рынке труда в условиях структурного кризиса, полная неопределенность в условиях глобального кризиса резко сокращают возможность Правительства и Министерства образования прогнозировать развитие рынка труда и навязывать количество мест по тем или иным специальностям.

9. Отсутствие возможности выбора предметов

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются школьники, студенты и их родители, - перегруженность учебных планов. Их утверждает и навязывает каждому учебному заведению Министерство образования. Наличие множества обязательных предметов, которые вынуждены учить школьники и студенты, мешает им сосредоточиться над профильными предметами. Нередко случается и так, что к началу четвертого курса, сдав десятки экзаменов, студенты не имеют никаких практических навыков по своей специальности. Вместо практических знаний и умений они вынуждены учить большое количество предметов, которые не понадобятся им в их профессиональной деятельности. Предоставление права самому студенту определять набор предметов в вузе, с одной стороны, является практической реализацией принципа свободы выбора. С другой стороны, студент берет на себя часть ответственности за качество и характер получаемого образования.

10. Наличие профессионально-психологического тестирования

Указом Президента № 70 от 08.02.2008 года были определены специальности, для поступления на которые надо пройти профессионально-психологическое тестирование, т. е пройти тест на соответствие будущей профессии. Данная мера противоречит правовым принципам и нормам. К примеру, выпускники специальности "государственное управление и экономика" могут работать государственными чиновниками, аналитиками, экономистами на предприятиях, организаторами производства и т.п. В каждом из этих случаев к претенденту на должность выдвигаются разные психологические требования. Какие из них будут определять тестирующие? Это классический пример ситуации, когда необходимо отобрать еще не существующее знание. Наличие обязательной процедуры профессионально-психологического тестирования является способом выманивание бюджетных денег и еще одной формой идеологической чистки абитуриентов.

11. Неадекватное финансирование. Ограниченные полномочия учебных заведений по распоряжению ресурсами. Отсутствие контроля и прозрачности бюджетов

Рост государственных расходов на образование не приводит к повышению уровня знаний. Министерство образования имеет слишком большие полномочия по распоряжению ресурсами, выделяемыми на школы и университеты. На лицо чрезмерное, постатейное регулирование статей расходов. Руководители школ и вузов сильно ограничены в создании мотивации для наиболее творческих, профессиональных, пользующихся популярностью у студентов преподавателей. С другой стороны, сами учебные заведения ограничены в способности осуществлять коммерческую деятельность и использовать получаемую прибыль на собственное развитие.

12. Законодательный запрет домашнего образования

Запрет на получение образования в домашних условиях нарушает неотъемлемое право человека на свободу выбора. Причины, по которым родители могут отдать предпочтение домашнему образованию могут быть различными: неудовлетворенность качеством государственного образования, политические или религиозные взгляды и т.д.

13. Отсутствие реального студенческого самоуправления

Процессы, происходящие в студенческом самоуправлении, производны от общей ситуации в образовании. Сегодня в белорусских вузах в организационном плане нет структуры, реально поддерживающей связь администрации со студенчеством. Настоящее студенческое самоуправление в Беларуси скорее мертво, чем живо. Нет оснований считать студентов полноценными партнерами учебного и воспитательного процесса. Вузы превратились в институты по насаждению определенной идеологии. Студенты беззащитны перед решениями администрации вузов и преподавателей. Их используют для массовки на разного рода государственных праздниках и мероприятиях. Программы обучения не соответствуют требованиями рынка труда. Научная работа ведется формально, ради галочки.

Одна из обязанностей студенческих организаций поддерживать студенческие инициативы, но на практике, к сожалению, мы видим, что большинство инициатив не рождаются в студенческой среде, а в нее привносятся. Студенческое самоуправление, созданное по указанию сверху, приводит к имитации реальной работы, созданию "карманных студенческих советов", тем самым, порождает в молодых людях неверие в общественные организации, пассивность и апатичность.

Студенты настолько закрепощены, что по поводу любой инициативы должны обращаться за разрешением к администрации вуза, а для того, чтобы принять участие в международной конференции за рубежом или пройти стажировку в зарубежном вузе, требуется разрешение самого министра образования. У студентов не спросили, какая система образование нам нужна, европейская или советская.

Место настоящего студенческого самоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемые администрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Это пример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Это способ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных, неординарных людей в узкие рамки политической корректности.

Попытки создать идиллическую картинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам факт наличия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежных организациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных с острым дефицитом реального студенческого самоуправления.

Гражданский активизм приветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательных субботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практически лишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных, научных и общественных программах.

Студентам недоступны работающие механизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программ разных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможности факультативного обучения.

Студенты лишены возможности участвовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи не учитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студенты наблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническую базу.

Стремительно расширяется практика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количеством студентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательной государственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов стала еще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты не имеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Если человек покупает некачественный товар в магазине, он может через общество защиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такой базовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения, решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структуры студенческого самоуправления.

Система воспитания молодежи в вузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в стране сопровождается резким увеличением давления на студентов со стороны администрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандарты делают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис, зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества - все это является не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональные преподаватели и некомпетентные администраторы.

Таким образом, белорусская система образования характеризуется целым рядом серьезных структурных, содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки ее реформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциал Правительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.

Потенциал для положительных изменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна быть основана не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях с продолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организации образования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен быть переход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроля за образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании - к самим ученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такие изменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самых разных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования и экономического развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.