Рефераты. Стандартизация в системе образования

b>5. Основные меры по реформированию сферы образования

1. Введение образовательных ваучеров

Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьного возраста получают ваучер на одну равную для всех сумму. Этот ваучер можно использовать в любом образовательном учреждении независимо от формы собственности. На полученные от родителей ваучеры школы получают средства из бюджета.

Таким образом, при сохранении государственного финансирования образования открывается широкое поле для конкуренции между образовательными учреждениями. Ликвидируется государственная монополия и дискриминационные практики министерства образования. В новой системе родители, а не чиновники "заказывают музыку", т. е оценивают качество производителей услуг. Школы должны бороться за потребителей, т. е родителей, которые самостоятельно делают выбор. Именно они, а не покровительство чиновников, имеют решающее влияние на то, какие школы будут развиваться, а какие уходить из рынка образовательных услуг.

Подобная система уже около 100 лет функционирует в Нидерландах. Эта страна традиционно входит в число мировых лидеров по уровню показанных ее учениками знаний по международным тестам. Переход к образовательным ваучерам осуществился также в Чили, во многих штатах Америки и регионах Европы. Везде отмечается повышение качества образования, как в частных, так и в государственных школах.

2. Свобода школ и университетов в выборе программ обучения, используемых учебников, учебных методик, а также режима посещения занятий

Данные международных тестов свидетельствуют, что отсутствие централизованного контроля в этих сферах приводит к повышению качества демонстрируемых знаний на 4 - 7% [1]. Обеспечение свободы выбора позволит избежать навязывания определенных идеологий, политических либо религиозных убеждений. Свобода выбора позволит обеспечить диверсификацию системы образования, повысит ее адаптативность и гибкость в плане интеграции инноваций и новых знаний. Учебные заведения вправе приглашать на работу или чтение лекций (курсов) белорусских и иностранных специалистов по своему усмотрению. Необходимо законодательно утвердить право университетов определять режим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрение практики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям более эффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними свое время.

3. Большее влияние родителей на процесс образования

Родители должны входить в советы школ, иметь возможность определять содержание образовательного процесса, участвовать в решении конфликтных ситуаций между учителями и учениками, а также в администрировании денежных и материальных ресурсов.

4. Снятие всех бюрократических барьеров на пути создания и функционирование частных школ

Результаты международных тестов по математике и естественным наукам показывают, что повышение доли учеников, обучающихся в частных школах, приводит к улучшению их результатов на 3 - 6%. Законодательство, регулирующее рынок образовательных услуг, должно неукоснительно соблюдать принцип равенства организаций всех форм собственности в сфере начального, среднего и высшего образования.

5. Переход к полной автономии школы в проведении кадровой политики и определении зарплат учителей

Здесь предусматривается передача активов на баланс учебного заведения, расширение полномочий высшего руководящего органа по бюджетированию, кадровой политике и программе. Опыт стран, в которых учебные заведения обладают автономией, показывает, что ученики демонстрируют знания по математике и естественным наукам на 4 - 5% лучше (результаты тестирования).

6. Свобода университетов в выборе системы вступительных экзаменов

Университеты должны иметь право использовать как государственные централизованные тесты, так и собственные экзаменационные задания. Централизованное тестирование в Беларуси должно было стать эффективным инструментом оценки знаний и ликвидации коррупции в системе образования. Сегодня данный процесс еще не отлажен. Система оценки, проверки знаний, проведения экзаменов требует доведения до строгих стандартов объективности и прозрачности.

7. Запрет на дискриминацию по месту рождения, расе, религии, национальности, возрасту, месту обучения при приеме в государственные вузы

Единственным критерием определения доступа в учебное заведение является уровень знаний, определяемый тестами, экзаменами или иными формами проверки знаний.

8. Немедленная отмена принудительного распределения студентов

Распределение студентов является современной формой крепостного права. Единственной приемлемой формой занятости выпускников является подписание добровольных договоров с работодателями на взаимно приемлемых условиях. Государство, финансируя государственную систему образования за счет налогоплательщиков, не вправе требовать компенсацию с тех студентов, которые получают образование за счет бюджета.

9. Присоединение к Болонскому процессу. Восстановление системы бакалавриата и магистратуры

Беларусь должна унифицировать свою систему образования с европейской, чтобы повысить возможности выпускников белорусских вузов на общеевропейском рынке труда и ценность диплома при поиске работы внутри страны, особенно среди иностранных работодателей.

10. Упрощение процедуры перехода из одного вуза в другой.

Данная мера позволит студентам увеличить шансы найти работу по душе, по уровню знаний и своему жизненному плану. Государство должно минимизировать издержки перехода, потому что в дальнейшем будет гораздо меньше искажений на рынке труда.

11. Автономия учебных заведений по распоряжению денежными ресурсами, ликвидация централизованной системы жесткого контроля над финансовыми ресурсами вузов.

12. Ликвидация практики одобрения Министерством образования поездок студентов и преподавателей за рубеж.

Учебное заведение вправе самостоятельно решать вопросы командировок студентов и преподавателей для участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

13. Расширение практики выделения кредитов на получение образования.

Вузы самостоятельно решают вопрос о предоставлении стипендий на обучение. Бюджетное финансирование получения высшего образования не предусматривается. При этом правительство может устанавливать именные стипендии и финансировать получение высшего образования. Успешное развитие системы долгосрочного кредитования студентов возможно только при ответственной макроэкономической политике правительства (низкая инфляция, бездефицитный бюджет, открытая конкуренция на рынке финансовых услуг и товаров, свободная торговля, интеграция Беларуси в единый европейский рынок). Помимо этих факторов развитый финансовый рынок, наличие в стране большого объема капитала являются лучшими гарантами доступности кредитов на получение образования.

14. Снятие запрета на домашнее образование. Разрешение получения средств на образовательный ваучер на цели домашнего образования

Школа на дому позволит разнообразить систему образования, укрепит семьи и местное сообщество, а также позволит обогатить систему образования самыми разнообразными дидактическими методиками и способами обучения.

15. Четкое определение статуса организаций студенческого самоуправления в вузе, закрепление за студентами права формировать 1/3 высшего органа управления вузом, обеспечение по-настоящему демократических процедур выбора студентов в высших орган управления вуза.

16. Обеспечение свободы слова, научной и общественной деятельности в рамках вуза, а также в представлении интересов студентов в диалоге с органами государственного управления и гражданского общества; обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через средства печати и другие СМИ, в том числе университетские газеты, радио, интернет сайты и т.д. Присоединение белорусских органов студенческого самоуправления к молодежным программам Европейского Союза, связанным с гражданской активностью волонтеров (социальная, культурная, экологическая сферы); реализация совместных программ в рамках программы ЕС "Восточное партнерство".

Вывод

Реализация данных основных мер позволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную систему образования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участии учеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых, правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Нормативная база стандартизации среднего специального образования

1. Закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. № 33, ст.598). В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

2. РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2002 г. № 36, дата введения 01.10 2002 г.

3. РД РБ 02100.0.001-2000 Изменение № 1 Руководящего документа Республики Беларусь. Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. (Макет образовательного стандарта по специальности среднего специального образования).

4. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины. Физическая культура, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

5. РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика

6. РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика

7. РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика

8. РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия

9. РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География

10. РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология

11. РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура

12. РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия

13. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Социально-гуманитарные дисциплины, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

14. РД РБ 02100.2.009-98 Общее среднее образование. Белорусский язык.

15. РД РБ 02100.2.010-98 Общее среднее образование. Белорусская литература

16. РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык

17. РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература

18. РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки

19. РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История

20. РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество

21. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. Начальная школа, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698.

22. Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

23. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации, утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 г. № 3.

24. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-97 "Профессии рабочих и должности служащих", утвержденный и введенный в действие 30 декабря 1996 г. приказом Белстандарта № 234.

25. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-97 "Занятия", утвержденный и введенный в действие 19 июня 1997 г. Постановлением Госстандарта № 6.

26. СТБ 22.01-96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения, введен в действие 28.06.1996 г. приказом Белстандарта, № 116.

27. СНБ 1.01.01. -97. Система технического нормирования и стандартизации в строительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения.

28. СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

29. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь на 1 октября 2002 года утверждены и введены в действие 56 выпусков.

30. Квалификационный справочник должностей служащих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь с 1998-2002 гг. утверждены и введены в действие 29 выпусков.

Приложение

Условия оплаты

Прием в вузы

Общее количество студентов в вузах

Выпуск вузов

2007

2008

2007

2008

2007

2008

За счет бюджетных средств (в госвузах):

30677

30937

150951

148726

148726

28292

дневная форма обучения

23067

23380

111761

110568

21749

20920

вечерняя форма обучения

0

0

317

160

174

149

заочная форма обучения

7610

7557

38873

37998

7018

7223

За счет собственных средств студентов:

63206

59021

252878

262695

35650

38281

государственные вузы

48912

47139

197048

207577

24812

28091

частные вузы

14294

11882

55830

55118

10838

10190

За счет средств предприятий и организаций:

1563

1527

9829

9276

2270

2249

государственные вузы

1026

1055

6989

6617

1355

1345

частные вузы

537

472

2840

2659

915

904

Всего:

95446

91485

413658

420697

66861

68822

государственные вузы

80615

79131

354988

362920

55108

57728

частные вузы

14831

12354

58670

57777

11753

11094

Источник: Министерство образования Республики Беларусь, 2009.

Годы

Выпуск специалистов

Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования

Учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования

Учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования

1990

28,6

42,2

79,1

1995

32,5

37,0

59,2

2000

38,7

43,8

54,7

2005

53,6

49,3

54,0

2006

61,4

44,3

50,0

2007

66,9

43,1

48,7

Источник: Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2008

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.