· разработка методов и критериев диагностики отклонений;
· определение обязанностей государств в отношении этих лиц;
· изучение путей совершенствования системы помощи этим лицам;
· разработка правового положения инвалидов и др.
В 1960 г. в Женеве состоялась XXIII Международная конференция по народному образованию, которая приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В Конвенции отмечалось, что аномальные дети в зависимости от своих возможностей имеют право на образование в спецучреждениях и в обычных школах среди нормальных сверстников. Конвенция разработала ряд рекомендаций по вопросам организации специального образования: раннее выявление умственно отсталых детей, использование методов диагностики, обеспечивающих предельную объективность, осуществление обязательного и бесплатного образования умственно отсталых детей.
1969 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию социального благосостояния, в которую вошли положения Конвенции о пособиях по инвалидности. Предусматривалась также защита прав и обеспечение благосостояния детей-инвалидов, обеспечение и защита людей с физическими и умственными недостатками, отмечалась необходимость принятия надлежащих мер по восстановлению трудоспособности лиц с умственными и физическими недостатками.
1971 г. - принимается Декларации о правах умственно отсталых лиц. Декларация признает необходимым оказание умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, содействие в приобщении их к нормальной жизни в обществе. Декларация о правах умственно отсталых лиц содержит 7 основных положений-принципов, касающихся статуса умственно отсталых лиц. Среди данных принципов следует отметить такие как: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, право на защиту от эксплуатации, право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень и др.[17, 2-3] Декларация не имеет юридически обязательной силы для государств, однако, согласно общему международному праву, на ее положения допустимо ссылаться в судебном разбирательстве.
1975 г. - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов. В этом документе уточнены и расширены права аномальных лиц, дано определение понятию «инвалид».»Инвалид - лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни» [16, 2]. Данный документ служит общей мировой основой и руководством для защиты прав данной категории людей [16, 1].
1983 г. - провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. На основании этого принят Закон РФ «О социальной защите инвалидов».
1989 г. - принята Конвенция о правах ребенка - так называемая «мировая конституция прав ребенка», документ провозгласил правовую ответственность государств, принявших её, за действия по отношению к детям. Она определила 4 основные требования, обеспечивающие права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества (ст.6). Сформулировала 2 основополагающих принципа:
· ребёнок является самостоятельным субъектом права,
· интересы детей имеют приоритет перед потребностями семьи, общества, религии [30, 2-12].
Конвенция - это документ высокого социально-нравственного значения, признающий любого ребёнка частью человечества, и высокого педагогического значения, определяющего иной характер отношений к детям: доброжелательность и равноправие.
В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 г.
Таким образом, эволюцию отношения общества к умственно отсталым людям можно представить в виде таблицы 2:
Таблица 2
Отношение общества к умственно отсталым людям в различные периоды истории
Этапы
Период истории
Исторические события
Западная Европа
Россия
I
VIII в. до н.э. - начало XII в.
996г. - 1705г.
От агрессии и нетерпимости - к необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (открытие приютов, монастырей).
II
XIIв. - конец XVIIIв.
1706-1806 гг.
Обучение части детей с отклонениями (открытие школ для глухих и слепых).
III
к.XVIII - н.XX в.
1826-1927 гг.
Обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
IV
нач.XX в. -
70-е гг. XX в.
1927-1991
Обучение всех аномальных детей (создание системы образования для детей с отклонениями в развитии).
V
70-е гг. ХХ - н. XXIв.
1991- н.XXI в.
Период от изоляции к интеграции детей с отклонениями в развитии (интеграция системы общего и специального образования).
Анализируя данные таблицы, наблюдаем следующие тенденции:
- социальная помощь детям с отклонениями в развитии имеет глубокие исторические корни;
- эволюция в отношении общества к инвалидам началась еще с Древнего мира, происходила неравномерно;
- накоплен огромный опыт в организации социальной помощи детям с отклонениями за рубежом. Наша страна отстает в данном направлении на 20 лет;
- происходит интеграция зарубежного и отечественного опыта организации социальной помощи детям с отклонениями в развитии.
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики РФ. Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные её подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.
В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.
Обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии ряда педагогических институтов и университетов страны. Учреждения для детей с ограниченными возможностями, дифференцированы в соответствии с характером дефекта и глубиной поражения систем организма ребенка. Разработкой методического и прикладного инструментария в комплексе занимаются: институт коррекционной педагогики РАО и научно-исследовательские институты семьи, социальной работы, трудовой экспертизы, а также вузовские ученые, представители академической науки и дефектологи-практики. На местах систему социальной поддержки реализуют различные центры милосердия, социальной реабилитации, приюты, специальные образовательные коррекционные учреждения.
Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко.
В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников [49, 3].
Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ) [49,4].
Сферу коррекционной педагогики и специальной психологии дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских образовательных учреждениях, а также различные консультационные и тренинговые центры. Положительным моментом является отсутствие выраженных практик социокультурной изоляции нетипичных детей от других членов общества, обычных детей, наличие у людей с проблемами всех конституционных прав, возможности интегрированного обучения.
Также в РФ ведется работа по профилактике отклонений развития в детском возрасте. Она осложнена материальными и социально-бытовыми трудностями, снижением культурного уровня родителей, не всегда высоким качеством медицинской помощи, отсутствием целенаправленной реализации комплексных программ абилитации и реабилитации нетипичных детей в условиях семьи.
Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон «О социальной защите инвалидов», Указ президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности» и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы.
Большое прогрессивное значение имело разработка Государственной Думой РФ в 1996г. Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
Принятие такого закона предусматривало бы вариативность видов образования для детей с отклонениями в психофизическом развитии: интегрированное обучение (в образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем 20% общего числа обучающхся), воспитанников, обучение в специальном образовательном коррекционном учреждении, обучение на дому, с последующей аттестацией и при ее успешности - возмещение затраченных на обучение денежных средств. Это давало бы родителям возможность выбирать типы образовательных учреждений и программу, по которой будет заниматься ребенок. К сожалению, разработка закона так и осталась на уровне проекта. Принят закон не был.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9