Рефераты. Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

p align="left">Сирот - 14, опекаемых - 2 человека.

Социальный состав семей:

Всего семей - 60, из них:

· 17 - семей многодетных,

· 38 - семей малообеспеченных,

· 10 - семей неблагополучных.

Таким образом, видно, что все дети из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей.

Анализ личных дел и медицинских карт учащихся показал:

1. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в умеренной степени выраженности» - 42чел. Из них 12 человек имеют общее недоразвитие речи и логоневрозы, как следствие этого проблемы в обучении грамоте и трудности в коммуникации.

2. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в лёгкой степени выраженности» - 63 человека. Из них имеют нарушения поведения - 5 человек, нарушения памяти - 4 человека, нарушения речи - 7 человека, органические поражения ЦНС - 6 человек, что создаёт дополнительные трудности для обучения и социальной адаптации таких учащихся.

3. Учащихся с диагнозом «Олигофрения в стадии дебильности» - 25 человек. Из них общее состояние здоровья отягощено наследственностью у 1 человека, нарушения речи - у 4 человек.

4. Учащихся с диагнозом «органическое расстройство личности и поведения с выраженной интеллектуальной недостаточностью I степени» (ОНР I) - 2 человека.

Рис. 2. Соотношение количества учащихся с различными диагнозами

Таким образом, большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы, как то:

- нарушения, недоразвитие речи и логоневрозы - 17,4%;

- нарушения памяти - 3%;

- нарушения поведения - 3,8%;

- органические поражения ЦНС - 4,5%.

По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом:

1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.

2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.

3. Проблема непосещаемости учебного заведения.

4. Проблемы в трудоустройстве.

На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы:

Высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии.

Средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.

Низкий уровень: характеризуется неуспеваемостью по учебным дисциплинам, отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.

Диагностика уровня социальной адаптации показала следующее (рис.3):

Рис. 3. Уровень социальной адаптации воспитанников ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Высокий уровень социальной адаптации показали 36 человек - 27,3% учащихся.

Средний уровень социальной адаптации показали 54 человека - 41% учащихся.

Низкий уровень социальной адаптации показали 42 человека - 31,7% учащихся.

В качестве примера рассмотрим проблемы социальной адаптации двух учащихся.

Юдина Оксана Юрьевна, 1997 г.р. Диагноз: органическое расстройство личности в форме умеренно-выраженной неполноценности выраженного когнитивного снижения и эмоционально-волевой неустойчивости вследствие эпилепсии.

10.12.07г. поступила в школу в 1 класс, училась по программе индивидуального обучения. До учёбы в 1 классе дошкольных учреждений не посещала. Воспитывается в полной семье.

Оксана физически развитая девочка, но со слабой памятью, неустойчивым вниманием, со слаборазвитым логическим мышлением и недостаточно развитой речью (очень бедный словарный запас).

При поступлении в школу Оксана не знала ни одной буквы, ни одного стихотворения, сказки. Иногда считала до 16, но при повторном счёте не могла сосчитать до 10. Познавательные интересы не развиты, запас знаний и представлений об окружающем мире крайне мал.

При обучении Оксана не усваивает многих сведений, которые дети усваивают в дошкольные годы. Не может проводить обобщение по предметам, выделить лишний предмет. Все задания выполняет только с помощью учителя. На замечания реагирует кратковременно, после нескольких повторений. Очень трудно удержать внимание ребёнка на одном виде деятельности, быстро теряет интерес к заданиям (даже в игровой форме).

Девочка не имеет навыков общения со сверстниками, поведения в различных бытовых ситуациях. Уровень самообслуживания крайне низок.

Следовательно, особое внимание необходимо обратить на усвоение ученицей учебной программы и формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации и развитие коммуникативных способностей.

Мунтянов Андрей Сергеевич, 1998 г.р.. Диагноз: умственная отсталость лёгкой степени. Помимо основного диагноза наблюдается общее недоразвитие речи, дислексия, дисграфия.

В 2008 году был зачислен в 3 класс ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида». До этого времени обучался в МОУ «Малодельская СОШ» Фроловского муниципального района Волгоградской области. До поступления в школу дошкольные общеобразовательные учреждения не посещал. Семья полная, родители употребляют спиртные напитки. Родители не уделяют ребёнку внимания. Прочных эмоциональных связей не наблюдается у ребёнка ни с одним из членов семьи.

Ученик отличается конфликтностью (отмечены неоднократные жалобы родителей и учителей), обидчивостью, упрямством, агрессивностью. С 25.06.2008 г. состоит на учёте в отделении по делам несовершеннолетних ОВД по г.Фролово и Фроловскому району за кражу продуктов из школьной столовой.

Навыки общения со сверстниками развиты достаточно хорошо, однако общается не со всеми, а только с отдельными учащимися.

Внимание непроизвольное, не сосредоточенное, переключение внимания происходит с трудом.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление предметно-образное.

Навыки самообслуживания развиты достаточно хорошо.

Следовательно, особое внимание необходимо уделить работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения ребёнка.

Таким образом, результаты диагностического исследования воспитанников в коррекционной школе показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, для решения которых педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».

2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области.

В 1952 году специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида была открыта в г.Камышине, а затем перенесена в г.Серафимович в 1954 году.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» школа-интернат обеспечивает доступность и бесплатность начального общего и основного общего образования. Прием, перевод и отчисление учащихся из школы-интерната осуществлялись на основании Устава, приказов и распоряжений Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.

Основными причинами движения учащихся школы-интерната являлись смена места жительства и перевод на обучение на дому по состоянию здоровья.

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 48 педагогов (в том числе педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог), в том числе 4 специалиста, привлеченных по совместительству для обучения детей-инвалидов на дому по месту жительства. Должность социального педагога в данном учебном заведении была введена с 2008 года (см. Приложение 4).Среди них:

По образовательному уровню:

· имеют высшее образование -36 человек (75 %)

· имеют среднее профессиональное образование - 12 человек (25 %)

По стажу:

· до 5 лет - 4 человека (8 %)

· 5-10 лет -3 человека (6 %)

· 10-20 лет - 9 человек (19 %)

· свыше 20 лет 32 человека (67%)

По возрасту:

· 20-25 лет - 2 человека (4%)

· 26-30 лет - 6 человек (13%)

· 31-40 лет - 6 человек (13%)

· 41-55 лет - 10 человек (20%)

· свыше 55 лет - 24 человека (50%)

Таким образом, анализ полученных данных показал, что в школе преобладают педагоги среднего и пожилого возраста с высшим образованием и большим опытом работы.

Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы-интерната.

В 2007-2008 учебном году педагогический коллектив Серафимовичской специальной коррекционной школы-интерната VIII вида работал над разработкой проблемы «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования», в рамках которой были поставлены следующие цели и задачи:

Продолжить работу по развитию умений и навыков выстраивания правильных взаимоотношений в детском и взрослом коллективах, адекватной самооценки и понимания эмоциональных состояний другого человека.

Продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования.

Продолжить работу по профилактике беспризорности и безнадзорности.

Усилить работу по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) школы-интерната.

Решая эти задачи, педагогический коллектив в своей работе руководствовался Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Программами специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида», Правилами внутреннего трудового распорядка», «Уставом ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», приказами и распоряжениями вышестоящих организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.