Рефераты. Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники

ворческая активность в значительной мере связана со сложной мотивацией деятельности, что сказывается на эффективности последней.

В итоге мы можем сказать, что разноуровневый подход к анализу активности школьника в значительной мере помогает нам в каждый данный отрезок времени уровень на каком совершается его деятельность, и перспективы ее развития. По этим показателям активности, продвижения ребенка в деятельности мы можем проследить и развитие школьника.

Развитию всех возможностей личности, ее творческого потенциала в большей мере способствует творческая активность, обеспечивающая реконструкцию деятельности и преобразование действительности. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как "механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию" (Я.А.Пономарев), и творческая деятельность школьника - как наиболее продуктивная.

Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет-это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап - возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания. С другой - такие особенности индивида, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, также влияют на активность отражения. В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительным отношением, поощрением.

Также интерес следует рассматривать как форму побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.

Внутренний критерий для определения интересности деятельности следующий - если человеку становится скучно, именно скучно, а не то, что он устает в процессе или грустит - значит то, чем он занимается для него не интересно. Если он не включен в процесс, много отвлекается, думает, занимаясь этой деятельностью, на отвлеченные темы, если процесс начинает его по мелочам раздражать - для меня это все четкие показатели неинтересности.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему - нибудь или к кому - нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. "Опредмеченность" интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится. Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, не будет интереса. Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Причинами интереса на сознательном уровне может быть новизна объекта или его изменения. Но интерес может быть вызван и воображаемыми объектами-образами-целями, обладающими способностью вызвать интерес и меняющимися в процессе действий индивида, направленных на их достижение. Достижение объекта-цели, который хотя бы приблизительно соответствует образу-цели, обычно приводит к переключению интереса на другие образы-цели.

Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего интерес, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем получения новой информации и подойти к лицу или объекту, возбудившему интерес.

Интерес управляет деятельностью ребенка с самого начала его жизни. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса. Только интерес может удерживать внимание, смещающееся с одной детали объекта на другую, достаточно долго для того, чтобы ребенок мог воспринять всю сложность и единство объекта, не позволяя ему отвлекаться на множество побочных раздражителей. Без такого фокусирующего интереса на определенных объектах внимание ребенка может беспорядочно блуждать.

Американский психолог А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на две ее фазы - первичную и вторичную. Первичная фаза характерна импровизацией и воодушевлением, мотивом ее служит интенсивный интерес-возбуждение. Этот интерес должен быть достаточно сильным, чтобы преодолеть усталость и отрицательные эмоции, которые могут возникнуть на второй фазе - фазе разработки или развития исходного вдохновения и идей, возникших на первой фазе. Тяжелая работа по созданию конечного продукта творчества неизбежно приводит к периодам подавленности и разочарования. Поэтому мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий к творчеству.

У ребенка имеется большое разнообразие ориентации, формирующихся на основе интереса. Ребенок может сначала заинтересоваться объектами (предметная ориентация), идеями (интеллектуальная ориентация) или людьми (социальная ориентация). При любом виде ориентации он может проявить себя как человек думающий, действующий или придающий больше значения эмоциональному переживанию, чем мысли и действию. Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий интересов.

Причинами интереса могут быть:

Чувства:

1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь;

2) познания, получения нового знания;

3) любопытства;

4) ощущения активности, энергии;

5) чувство, что ты нужен;

6) наслаждения чем-либо;

7) другие.

Мысли:

1) привлекающие ясностью, эффективностью, логичностью;

2) связанные с желанием получить новые знания;

3) об определенном лице;

4) о форме деятельности;

5) о жизни и будущем;

6) о личных достижениях или выгодах;

7) о приятных людях и формах деятельности;

8) о том, что ты нужен;

9) об учебном предмете и связанных с ним вопросах;

10) другие.

Действия и отношения:

1) реализуемые совместно с определенным лицом;

2) приятное действие;

3) успешное действие;

4) новое, творческое действие, открытие чего-либо;

5) интересные вещи;

6) что-то, представляющее собой трудную задачу;

7) работа с энтузиазмом;

8) другие.

Следствия интереса:

Чувства:

1) желание выучить, овладеть знанием;

2) личное участие, ответственность;

3) интерес-возбуждение как таковой;

4) напряженность, активность, энергичность;

5) уверенность в себе, довольство собой;

6) задумчивость, вдохновение;

7) другие.

Мысли:

1) ясное, быстрое, логичное мышление;

2) о новых предметах;

3) о желании выучить, приобрести знание;

4) о возможных достижениях или выгодах;

5) об увлекательных и приятных вещах;

6) другие.

Действия:

1) изучение, приобретение знания, участие в чем-то и достижение чего-то;

2) очень удачное выполнение действия;

3) удовлетворение собой;

4) какое-то важное действие;

5) другие действия.

Побуждения, не усиливаемые эмоциями, не будут мотивировать учение или поддерживать тот или иной вид поведения. Эмоции могут не только усиливать побуждения, но и ослаблять или вовсе подавлять состояние побуждения.

Таким образом, интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно

Область познавательного интереса - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

1.1.2 Применение компьютерных технологий в образовательном процессе

Обучение -- процесс социальный, представляющий собой целенаправленное организованное с помощью специальных методов активное обучающее взаимодействие учителей и обучающихся. В среде этого процесса возникают сложнейшие проблемы. Основная проблема -- несоответствие между возможностями традиционных методов обучения и тем объемом фактических знаний, которое современное общество требует от выпускников учебных заведений. Поскольку увеличение сроков обучения как средство решения его возросших задач исчерпано, необходимо полагаться на внутренние резервы учебного процесса, т.е. на его интенсификацию и оптимизацию на основе использования передовых достижений науки и техники.

Одним из важнейших показателей качества образования является умение принимать оптимальное решение при выборе методов обучения. Метод обучения -- важнейший компонент учебного процесса. Основные группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Персональные компьютеры с их новыми технологиями, техническими и программными, а также развитыми адаптивными средствами автоматизации управления обучением, явно претендуют на определенное место и роль в повышении эффективности методов обучения, а также в их интеграции.

Процесс подготовки квалифицированных специалистов длителен и сложен. Обучение в средней школе и затем в вузе занимает почти треть продолжительности жизни человека. К тому же в современном информационном обществе знания очень быстро стареют. Чтобы быть способным выполнять ту или иную профессиональную деятельность, специалисту необходимо непрерывно пополнять своё образование.

Поэтому в наше время основная задача среднего и высшего этапов образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения нового знания. Реально это возможно лишь с введением в образовательный процесс средств новых информационных технологий (СНИТ), ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.