Игра активизирует ощущение, восприятие, воображен, вним-е, память и мьшление уч-ся, способствует формир-ию положит-ной мотивации к учению, создаёт усл-я для развития творч-их способностей шк-ков. Игры подразделяются на ролевые (сюжетные) и игровые упр-ия. Наиб распр-ными из них явл игры - упр-ния. Они сравнительно просты по подготовке и проведению. Понятны и приемлемы для 11-14 летнего возраста шк-ков, помогают успешно решить такие дидактич задачи, изучение, закрепление и проверка кач-ва знан и умен, можно исп-ть на уроках технологии, в кач-ве дом заданий, на занятиях предметных и технич-их кружков. Игра «да-нет». Исп-ются для фронтальной проверки знан уч-ся. Сущность её закл в том, что учащимся предлагается однословно («да» или «нет») ответить на формулируемые уч-лем вопросы. Свои ответы уч-ся заносят в таблицу, к-рая может быть заготовлена учителем заранее или вычерчена шк-ками на уроке. Таблица изготавливается на листе бумаги. Ответы «да» уч-ся отмечаются знаком «+», «нет» - знаком «-». Структура проведения игры: - активизация уч-лем внимания шк-ков; - инструктирование учащихся о задачах, структуре проведения проверки, критериях оценки рез-татов выполнения ими заданий, раздача карточек; - формулир-ие уч-лем вопросов, занесение уч-ся в карточки однословных ответов; - проверка и оценка уч-лем карточек учащихся; - анализ учителем рез-татов проверки. При подготовке и проведении игры «Да -нет» необходимо соблюдать ряд дидактич требований: 1усл.закл в том, чтобы вопросы отбирались по главному содерж-ию учебного материала, были краткими и доступными для поним-я шк-ков. Последов-ность их задания должна осущ-ляться от простого к сложному. Не допускается выбирать вопросы, толкование к-рых может иметь различ-е значения. 2усл., к-рое должен учитывать уч-ль, явл адекватность кол-ва вопросов выбранной системе оценки.
При 5-ти балльной системе кол-во вопросов должно быть кратным 5. При 4-х балльной - четырем и т. д. При этом на первых занятиях кол-во их должно быть минимальным и увеличиваться по мере готовности учащихся. 3 усл. предусматривает оптимальную периодичность постановки вопросов. В пятых классах на первых занятиях интервал м/д вопросами составляет 12-15 секунд. Не сформированность внимания шк-ков требует одно- и двухкратное повторение учителем вопросов. По мере развития шк-ков, формир-ния умен оперативного мышления интервал этот следует снижать. Минималь пауза составляет 3 секунды. Вот, напр, какие вопросы могут быть заданы уч-лем проведении игры по теме: «Строение древесины»: 1.Камбий - это живая образовательная ткань дерева (да) 2. Древесина проводит воду и раствор в ней мин вещ-ва от корней к листьям? (да). 3. Сердцевина образуется в рез-тате частичного отмирания клеток древесины? (нет). 4. Ядро - это центральная часть ствола? (нет). 5. Можно ли по числу годичных слоёв ствола определить возраст дерева? (да). Эта игра может примен на любом уроке трудового обучения. Она проста в подготовке и проведен. Краткосрочна. Позволяет устойчивой мотивацией шк-ков. Позволяет активизировать и интенсифицировать проверку и оценку знан. Недостаток: хар-тер постановки вопросов предусматривает организацию познават-ной Д шк-ков не выше репродуктивного уровня.
35 Оценка знан и умен шк-ков в процессе технологического обучения
Оценка явл завершающим этапом проверки ЗУН учащихся. Оценка, как и проверка, должна обеспечивать обучающую, развив-ю, ориентир-ю, стимулир-ю, В-ную, контролир-ю и корректир-ю ф-ции Она должна носить индивид-ный хар-тер, проводиться на всех этапах изучения дисциплины регулярно и систематически, быть всесторонней, объективной, базироваться на диференцир-ном подходе, учитывать единство теории и практики содержания учебного материала технологич-ого обучения шко-ков. Пренебрежение хотя бы одним из требований, предъявляемым к оценке, может существенно сказаться на эффективности П-кого труда. Именно поэтому, в период подготовки к занятиям следует особое вним уделить разработке или выбору критериев и системы оценки рез-татов учебной Д учащихся. Различают интегрированную и многокритериальную системы оценки ЗУН учащихся.
Интегрированная оценка явл субъективной, зависит от способности уч-ля правильно определить общую оценку разных по содержанию направлений учебной Д шк-ка (знан, умен организовать труд, практич-е умен, соблюдение правил техники безопасности и т.д.), базируется на его П-ком опыте, умении тонко чувствовать условия её дифференциации. Многокритериальная сист позволяет повысить объективность оценки. Сущность её заключается в том, что каждый из выделенных уч-лем критериев учебной Д учащихся оценивается отдельно. В кач-ве осн-ных критериев оценки учебной Д шк-ков на уроках технологии обычно приним: 1. Знан учащимися учебного материала. 2. Точность обраб изготавл-емого изделия. 3. Норму времени выполнения учебного задания. 4. Правильность выполнения трудовых приёмов и операций. 5. Организацию раб места. 6. Соблюдение учебной дисциплины и безоп труда. Содерж-е каждого выделенного критерия относит-но применяемой у нас в стране пятибалльной сист оценки: 1. Знание учебного материала: «5» - ответы отлич глубоким знанием учеб материала, свидетель-ют о способности уч-ся сам-ятельно находит в нём причинно-следственные зависимости, связь его с практикой; «4» - в ответах доп-ются незначит-ные неточности, к-рые сам-ятельно исправляются шк-ками, с незначит-ной помощью со стороны учителя они справляются с нахождением причинно-следственных зависимостей в учебном материале и определение его связей с практикой; «3» - в ответах доп-ются неточности, к-рые исправляются только с помощью уч-ля, уч-ся затрудняются самостоят-но выделить в учебном материале причинно-следст-ные зависим связать его с практич Д; «2» - ответы свидет-ют о значит-ном незнании учащимся учебного материала, он не может даже с сущ-ной помощью учителя выделить в нём простейшие причинно-следст-ные зависимости, связать его с практикой; «1» - учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа. При подготовке к занятию уч-ль в зависимости от целей и задач проверки, её содержания и формы организации, вида проверки и проверочных заданий должен решить какие критерии положить в основу оценки рез-татов учебной Д уч-ся (все шесть или часть из них), выбрать балльность оценки по каждому критерию, определиться в способах простановки оценки. К прим если уч-ль решает оценивать Д учащихся по каждому в отдельности критерию, то можно принять пятибалльную шкалу их оценки. Если же учитель думает проставлять общую одну оценку по всем критериям - он должен для каждого из них определить балльность в зависимости от их значимости в реализации целей и задач урока. Выбор той или иной сист оценки, опр-ение критерием их содержания - право уч-ля, к-рое он должен реализовать. В процессе оперативной подготовки с целью достижен максимальной П-ческой эффективности урока технологии.
36. Домашнее задание - обязательный элемент технологического обучения
Приступая к разработке д.з., уч-ль должен помнить, что без актив закреп-я и повтор-я в памяти шк-ков после недельного перерыва останется менее 25% уч инф-ции, изуч на уроке. Т.е, по сути своей, П-гог работа на уроке была напрасной. На следующем занятии почти всё нужно будет начинать заново. Значение д.з. в технологич-ой подготовке шк-ков переоценить трудно. Подготовка д.з. предпол-ет комплекс учёт всех П фа-ров. Работа над ними нач-ется с определения их назначения и завершается разработкой для них дид. материалов. Организовать её уч-ль должен по следующей схеме: 1.Опр-е целей и задач выполнения шк-ками д.з. 2.Выбор метода активации познават-ной Д уч-ся при выполнении д.з. (выбор уровня продуктивности и д. раб шк-ков). 3.Выбор видов д.з., позволяющих сформ-ать такой ур-нь продуктивности. 4.Ан-з содержания уч мат-ла, отбор содерж-ия д.з. 5. Разр-ка критериев оценки выполнения д.з. 6.Выбор формы организации д.р. 7.Расчёт потребного колич-ва заданий, оформление их, разработка или подбор к ним дидактич-их материалов. Что касается опред-я целей и выбора методов выполнения учащимися д.з., то содерж-е этой Д аналогично работе уч-ля в период подготовки к проверке знан и уменийшк-ков. Выбор видов д.з. осущ-ся отн-но планируемого метода обучения. Если уч-ль решил орг-вать дан раб на непродуктивном уровне познават-ной активности, он может предложить шк-кам выполнить следующие задания:1. Прочитать по учебнику или по записям в тетради содержание изученного на уроке матер-ла.2. Посмотреть в учебнике иллюстрации.3. Перечертить черётж или перевести рисунок. 4. Переписать из учебн текст. 5Переписать и перерис технологич карту. 6По шаблону выполнить какие-либо заготовки и т.д. Задания репродуктив хар-тера отлич от предыдущих достаточно глубоким пониманием шк-ками выполняемой работы. В кач-ве таких задан он может поручить им: 1Повторить по учебнику илы тетрадям изученный на уроке материал и ответить на вопросы; 2Решить учебный кроссворд, исп-уя для этого записи в тетради или учебник; 3Выполнить программир-ные задания, используя для этого записи в тетради или учебник; 4Вычертить чертёж детали или сделать её эскиз. 5Составить перечень оборуд-ия и послед-ность технологич-их операций для выполнен деталей на следующем занятии и т.д.
Созданию условий для продуктивной работы учащихся дома могут способствовать такие задания, как: 1Изучить или повторить по учебнику, выделить главные понятия и по ним разработать дидактич кроссворд. 2Изуч или повт по учебнику, выделить главное содерж-е, разраб по нему карточку для программир-ого контроля знан уч-ся на следующем занятии. 3Подготовка к коллектив или индивид-ой игре, к-рая будет организована на следующем занятии. 4. Разработка тех-ческих карт, констр-ие деталей и т.д. Творческие задания предполагают формир-ие самого высокого уровня познават-ой активности. Наибол распр-ными из них явл: 1Задан на выполнен творч проектов, связанные с конструир-ем изд по собствен замыслу или технич-им усл-ям, с переконструир-ем технических объектов, разработкой их дизайна и т.д. 2.Задан по подготовке проведения конференц, элементов урока технологии, интеллектуаль соревнован т.д.
После выбора вида д.з. или задан, уч-ль приступает к разраб их содержания. Для этого нужно ещё раз проанализир-ть уч материал проектир урока, последующего и трёх предыдущих занятий. В ходе анализа найти ответы на вопросы: На какое содержание изученного на уроке учебного материала следует обратить вним-е шк-ков при выполнении д.з.? Знание какого материала, изученного на предыд уроках трудового обучения потребуется для проведения след-его занятия? Ответы на эти вопр-ы позволят уч-лю решить какой мат-л след изучить или повторить уч-ся по книгам, задания, какого содержания подготовить к выполнению практ работ на следующем занятии и т. д. Одновременно с отбором содержания, обдумывает критерии оценки кач-ва выполнения заданий шк-ками и затем решает, какое количество их понадобится на уроке. Кол-во заданий зависит от формы их распред-я и численности уч-ся в классе.
37. Управление сам-ной работой шк-ков
Использование учебной лит-ры возможно на всех типах уроков трудового обучения: приобретения учащимися новых знаний, формир-ия умен и навыков, контрольных и комбинированных уроках. Место применен учебника в структуре урока зависит от целей и задач, к-рые ставит уч-ль. Проектируя сам-ную работу шк-ков с книгой. На уроках приобретения новых знаний наиболее часто для этого исп-ются такие структурные элементы (этапы) урока, как изуч-е нового материала, закрепление новых знан и интеллектуальных умен, а также проверка и оценка знан. На уроках формирования умен и нав - вводный инструктаж и сам-ная работа, на контрольных - вводный инструктаж. Что касается комбинированных уроков, то для них учебную лит-ру успешно можно применять на всех основных структурных элементах при проверке ЗУН шк-ков, изучении нового материала, на вводном инструктаже, во время сам-ной работы учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10