Рефераты. Типы уроков в правовом курсе

p align="left">Третий тип урока - комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков. Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф. Харламов. Он выделяет пять типов уроков, исходя из дидактической цели обучения: комбинированные урок, урок по сообщению новых знаний, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний. Взяв эту классификацию за основу, Ю.А. Конаржевский считает необходимым внести в нее некоторые коррективы. Во-первых, название второго этапа урока «Урок по сообщению новых знаний», видимо, не соответствует задачам развивающего обучения, оно отражает характер информационного подхода к нему. Правильнее назвать этот тип урока «Урок усвоения новых знаний учащимися». Во-вторых, что не совсем верно, объединять в один урок такие, в общем-то, различные процессы, как повторение, систематизация и обобщение. Целесообразно систематизацию и обобщение выделить в самостоятельный тип урока. В таком случае кассета типов уроков будет выглядеть следующим образом: комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащихся; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.

Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой степени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закрепление, повторение. При этом нужно иметь в виду, что специфика урока, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдельности.

Самый эффективный урок это, по сути, комбинированный урок. Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко развернутый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.

Под влиянием новейших психологических теорий на развитие творческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся, а это, в свою очередь, в какой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.

Адаптивным назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную новаторскую практику и передовую педагогическую мысль.

Суть этой системы сводится к следующему: учитель обучает всех учащихся, учитель работает индивидуально, учащиеся работают самостоятельно.

Триединой целью урока усвоения нового материала является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «центральным звеном на уроке является информационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учителя сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знание под руководством педагога, хотя информационная деятельность учителя, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

Основная цель урока закрепления материала заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде, более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных.

Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях.

Основная дидактическая цель урока повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе, которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

Дидактическая цель урока систематизации и обобщения изученного материала сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоения которых предопределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходится рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.

§4. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права

Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспектом субъектного опыта старшеклассников. На основе этого мы изучим на курсе обществознания в рамках правового аспекта.

Вместе с тем, в современной теории и методике обучения обществознанию сложилось противоречие между признанием значительной роли субъектного опыта старшеклассников и реальным учетом и использованием его в образовательном процессе. Остаются недостаточно исследованными пути его выявления, включения в образовательный процесс, дальнейшего наращивания, корректировки. Осмысление этого противоречия выдвинуло проблему исследования: что и как необходимо изменить в преподавании для того, чтобы обеспечить положительную корреляцию личного социально - правового опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания?

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

- значимостью правового компонента школьного обществознания для формирования личности старшеклассника, становления его знаний в области права;

- значением актуализации и трансформации личного социально - правового опыта в самоопределении и самореализации личности, особенно в раннем юношеском возрасте;

- возрастающей общественной значимостью проблемы воздействия личного социально - правового опыта старшеклассников на реализацию образовательных программ базового уровня обучения;

- необходимостью учета особенностей социализации в современной образовательной ситуации;

- отсутствием научно - методического исследования, по проблеме корреляции личного социального опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению обществознанию.

Объект исследования: процесс обучения правовому компоненту, а именно политическому режиму в рамках курса обществознания в 9-х классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: устойчивые связи между личностно-ориентированным обучением правового содержанию курса обществознания, личным социально - политическим опытом обучающихся и результатами обучения.

Цель исследования:

- Обеспечить усвоение учащимся понятий, признаков свойств;

- Осуществить контроль определенных знаний;

- Повторить, обобщить и систематизировать;

- Заполнить сравнительную таблицу по тексту;

- Устранить пробелы в знаниях;

- Отработать умения и навыки самостоятельной работы;

- Обеспечить формирование и развитие нравственности;

- Способствовать эстетическому воспитанию школьников;

- Содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

- Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги и обобщать систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

- Развитие воли и самостоятельности. Развитие умений владеть собой: выдержка и самообладание развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости умения преодолевать трудности в учении.

Гипотеза исследования состоит в том, что бы выбранная цель урока опытно-экспериментальной работы на тему «политический режим» соответствовал политическим опытом ученика и содержанием курса обществознания может быть достигнута при правильном подходе к преподаванию обществознания, который предполагает моделирование личностно ориентированной ситуации с учетом а) особенностей сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения личного социально - политического опыта старшеклассников и б) специфики восприятия старшеклассниками политического компонента обществознания.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и значение темы «политический режим» в педагогической теории.

2. Определить степень разработки проблемы в процесс обучения в научно - методической литературе по обществознанию.

3. Выявить подходы к использованию сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения сложившиеся в массовой практике преподавания на уроках обществознания.

4. Выявить особенности сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения обществознанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.