6. Определить, теоретически обосновать методику проведения эксперимента.
Методы исследования: рассказ объяснение беседа диалог запись под диктовку лекция.
Этапы исследования. Исследование проводилось в Аксубаевской гимназия №1 р.п. Аксубаево в 9 «А» классе Вторник, 14.10.2008 6 урок 12.25 - 13.10.
Итоги опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права.
Общие требования кратко можно сформулировать так: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять, или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. Обеспечивать познавательную активность на уроке рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке - неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Заключение
Итак, мы изучили с вами в нашей научной работе типы уроков в правовом курсе. Объектом нашего исследования мы избрали типы уроков, как в правовом курсе, так и общую характеристику и смогли на практике применить эти типы уроков. Как показала практика у этого опыта, у этой методики есть будущее, главное суметь переубедить тех педагогов, которые привыкли за десятки лет к неправильному преподаванию в школе, что нам просто необходимо изменить методику преподавания учебных предметов.
В первом параграфе мы рассмотрели с вами, что такое структура урока и какие выделяют типы уроков, какие бывают цели и задачи уроков. Во втором параграфе мы рассмотрели с вами структуру и типы уроков непосредственно к праву. В третьем параграфе мы рассмотрели с вами анализ ученных педагогов мастеров своего дела. В заключительном параграфе мы рассмотрели с вами непосредственно как обстоят дела на практике.
Исходя из этого можно сделать вывод что:
Учебное занятие по праву -- это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.
Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:
учитель права;
обучаемые;
юридическое содержание учебных курсов;
система методов, приемов, средств обучения;
цель и результат.
Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.
Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе посещения уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.
При подготовке к учебному занятию, учитель права составляет план-конспект урока. В нем обычно отражены тема урока, поставленные цели, план урока, методы и приемы, которые будут использованы на уроке, материалы к уроку, оформление доски, вопросы и задания учащимся, собственно само содержание учебного занятия, вопросы для проверки и контроля знаний и умений учащихся. Предполагаемое домашнее задание.
Для учебного занятия по праву в настоящее время не существует четкой общепринятой классификации по видам и типам уроков, так как считается, что учитель в процессе преподавания может создавать каждый раз новые, нестандартные типы уроков, в этом состоит специфика правового обучения. Тем не менее, какие-то общие рекомендации при создании урока можно выделить, необходимо придерживаться методических требований при преподавании права. Проявляйте определенную гибкость при ведении занятия. Некоторые части урока вызовут больший интерес у учеников, чем другие, и вы, возможно, будете удивлены, обнаружив, что те или иные обсуждения или стадии урока ученикам особенно полезны и потому требуют больше времени. Урок должен быть построен по принципу «аккордеона» -- так, чтобы отдельные его части могли растягиваться или сжиматься в зависимости от реакции учеников. После урока сделайте для себя пометки, чтобы учесть их в следующий раз.
Высокая результативность учебного занятия по праву достигается при правильном построении урока, выполнении всех требований к учебному занятию, грамотном выборе и использовании учителем приемов и методов обучения, слаженном взаимодействии всех компонентов учебного занятия. Необходимо отметить, что учебное занятие по праву должно быть разнообразным, интересным, информативным, соответствующим учебной программе, образовательному минимуму и возрастным особенностям учащихся.
Список литературы
1. Аминов А. Аминова Л. Когда гремят орудия, законы молчат// По материалам сайта www.edu.rin.ru
2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990.
3. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990.
4. Болотина Т. В. Певцова Е. А. Миков П. В. Суслов А. Б. . Права человека
10--11 классы. Методическое пособие для учителя. Москва. «Русское слово»2006.
5. Бочаров И Методика преподавания прав человека в школе. -- Пермь. 2000
6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968.
7. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. М., 1986.
8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
9. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе - М.: Просвещение, 1986.
10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.
11. Колоскова А.Г Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе - М.: Педагогика, 1984.
12. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.
13. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.
14. Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк - Рязань, 1995.
15. Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995.
16. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995.
17. Онищук В. А. Урок в современной школе. М., 1981.
18. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003.
19. Певцова Е. А. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru
20. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. -- М.: Владос, 2000..
21. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя.-М., РС. 2000
22. Пидкасистый П. И. Педагогика М., Педагогическое общество России. 2004
23. Помадова Т. Е. Вопитание толерантности к людям других национальностей// Уроки прав человека. Сборник методических материалов. Пермь.2002
24. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита, 2000. С.110.
25. Суворова Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» М., Вита-Пресс. 1999. Автор игры «Правовой бой» - А.Н. Сударкин
26. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000.
27. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000
28. Ушинский К.Д. Собр.соч. Т.2. М.; Л. 1948.
29. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.
30. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990.
31. Шмаков С. А. «Душу и сердце надо упражнять…» О К. А. Москаленко. // Лип. газ. - 1997. - 11 июня.
Страницы: 1, 2, 3, 4