Рефераты. Учет особенностей подросткового возраста в работе классного руководителя

p align="left">На втором этапе полового развития (7-8 классы) происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Это проявляется в растущем уровне в крови половых гормонов и более спокойным состоянием центральной нервной системы. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров и особенно массы тела, развитие половых органов и разнообразных признаков полового дозревания, но происходят также значительные изменения в общем состоянии школьника.

В подростковом возрасте отмечается четкое направление сознания на самого себя. Осознание себя личностью происходит у подростков в первую очередь в процессе общения с ровесниками. В этой связи ряд психологов считает общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего “Я” со вторыми создают условия для самоусовершенствования. Подросток, оценивая способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральное лицо, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На основе отношений между уровнем требований и реальными успехами у него формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Она в меньшей мере зависит и от подростка окружающими. У подростков обычно отмечается повышенная самооценка и уровень требований, что при неудаче в учебной, спортивной и других видах деятельности часто приводит к аффектным реакциям. Потому учитель обязан своевременно регулировать адекватность самооценки подростка без вреда для формирования его личности.

Негативную роль может сыграть и переоценка себя подростком, так как способствует формированию важничанья, избыточности, самодовольства, стремления противопоставлять себя коллективу. Уровень самосознания у подростка колеблется в широком диапазоне и зависит от многих факторов (микросоциальная среда, возраст, уровень развития интеллекта и т.д.). Уровень самосознания у подростков, как правило, не достигает высших форм, когда человек осознает себя членом общества в целом и сознательно подчиняет свою направленность его целям. Высшие формы самосознания формируются позже.

Стремления - недостаточно осознаны потребности - рассматриваются в психологии не как врожденные факторы поведения, а как этап в формировании мотива. Позывы (пищевые, половые и т. д.) могут погасать или осознаваться и трансформироваться в желание, а желание, при активности воли, - в стремление как мотив деятельности.

Стремление может проявляться в намерении, мечте, идеале. Потому важнее знать, какой идеал формируется у подростка, к какому образцу он стремится - к образцу моральной воспитанности или к образу ведущего приспособленца. Идеал у подростка вызывает желание трудиться, приблизиться к нему, но может выражаться в пассивно наблюдательном отношении к образцу. В формировании идеала подростка много могут сделать учителе, который может предусмотреть последующий путь подростка.

Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей. Формы проявления потребностей могут быть представлены в мотивах интересов, идеала, мировосприятия, убежденности и др. Как известно, потребности у человека могут быть позывы к активности и т. д.; материальными, духовными и общественными. От того, какие потребности будут преобладать в жизнедеятельности подростка, будут зависеть и особенности формирования личности. Потому воспитание потребностей у подростка требует непрестанной заботы взрослых.

В учебной деятельности подростка большую роль играет мотивационный компонент. Мотивы учебы могут быть связаны с его результатами. В таком случае, от ученика требуется немалые волевые усилия, как при позитивной мотивации, так и при негативной. Чтобы достичь цели, подросток вынужден и в первом и во втором случаях заставлять себя учиться. Потому необходимо добиться того, чтобы подростки осознавали полезность знаний, а успехи в учебе соответственно поощрялись.

Мотивы учебной деятельности непостоянны и могут изменяться. Как и любая деятельность, учебная деятельность полимотивована и потому в ней могут переплетаться общие социальные, познавательные, а также узко личные мотивы. Следовательно, большую роль в формировании мотива играет оценка учебной деятельности учителем. К сожалению, это не всегда учитывается в педагогическом процессе. Следует заметить, что желание подростка приобрести знание может совпадать с негативными отношениям к учебе за причиной отсутствия у него позитивной мотивации, недостаточности умений, навыков, неразвитости волевых качеств. Это негативное отношение может быть связанным с разнообразными дефектами преподавания. Начальные признаки педагогической запущенности обычно проявляются в разнообразных изменениях эмоциональной сферы - неустойчивости эмоций, сниженном настроении, раздраженности, негативном отношении к предмету, в котором подросток не имеет успеха, к учителю - предметника и т.д. Хроническое эмоциональное напряжение в подобных случаях обычно находит выход в усиленном общении с ровесниками вне школы. Постепенно изменяется характер подростка, вырабатывается негативный опыт и личность может в целом измениться в негативном направлении.

Характер имеет большое значение, как для самого человека, так и для общества. Общеизвестно, которые сложности возникают на предприятии, в семье (конфликтность, дезорганизация), когда сбоку человек с “тяжелым” характером. Конечно, характер не есть что-то неизменное. Одни черты могут быть более стойкими, а другие более переменными, пластичными, гибкими.

Характер в подростковом возрасте проявляется достаточно разнообразно. У подростка могут быть выражены доброжелательность и жестокость, требовательность и покладистость, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самоуверенность и т. д., в сущности, все признаки, которые имеют место и у взрослых.

Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его “заострении”, акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - осложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, которая лежит в основе полового дозревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и школе. Есть такие типы акцентуации характера, обнаруженные А. Есть. Личиком:

1. конформный тип;

2. гипертимний тип;

3. эмоционально лабильный тип;

4. истерический тип;

5. “неустойчивый тип”;

6. торпидный (малоподвижный) тип.

Приблизительная схема изучения личности подростка

После общих данных о подростке оказываются короткие биографические сведения, в какой семье он родился и как проходило психическое и физическое развитие в дошкольном периоде. Оказываются особенности воспитания дома (строгость, защищенность), в детсаде, интернате, детском доме, особенности поведения в кругу ровесников, характер воспоминаний о дошкольном периоде.

наследственными, в виде органических позывов: голод, жажда, половые позывы. Выясняется, в каком возрасте пошел в школу, и как давалась учеба, какие предметы вызывали заинтересованность, из каких предметов не успевал и по какой причине, как и были увлечения, как строились отношения с ровесниками, родителями, учителями, выполнял ли общественные поручения. Оцениваются характерологичные особенности: отношение к себе, к другим людям (коллективист, эгоист, альтруист и т. п.), к труду (трудолюбивый, ленивый и др.), к школьным и личным вещам; инициативность, самокритичность, скромность, самостоятельность, самоуверенность, решительность и т.д.; способности и уровень их развития; привычки, в том числе и вредные; перенесены физические и психические травмы и другие повреждения.

Биографические данные должны обращаться в тесной связи с теми социально-бытовыми условиями, в которых проходила реальная жизнь подростка, с учетом состава, возраста, занятий членов семьи, материального старую и жилищно-бытовых условий.

Оценивается характер и материально культурный уровень родителей, взаимоотношения в семьи и особенно отношения к детям, взаимоотношения семьи и школы.

После ознакомления с прошлой жизнью подростка и особенностью его микро социальной среды определяются психические свойства и качества, за которыми можно составить представление о личности в целом. При выявлении состава направленности личности следует определить доминирующий вид потребностей; выяснить, в каких предметах и вещах он чувствует лишение; насколько органические, материальные потребности содействуют психическому и физическому развитию, формированию личности, удовлетворяются ли они неумно; определить проявление познавательных и эстетичных потребностей и формы их удовлетворения, потребности в коллективном общем труде и реальны проявления их. Оценивается направленность интересов и склонностей, их стойкость, глубина, идеал, к которому стремится подросток.

Ширина кругозора определяется в понимании сущности общественных отношений у наций стране и за рубежом, насколько подросток использует знание при объяснении классовых отношений, явлений природы, религии и т. д., на сколько осознает себя членом общества и своим поведением удовлетворяет его нормам, какая степень активности и жизненные позиции, целое направленность; ставит цель в меру своих сил или ставит ее выше (ниже) своих возможностей.

Во время беседы следует обратить внимание на внешний вид, общее физическое развитие, особенности одежды подростка, оценить, легко ли он вступает в общение и в каких случаях уклоняется от ответов на поставленный вопрос, выяснить особенности языка, мышления, памяти и внимания.

Последовательность сбора информации о подростке и четкая логическая структура логического материала должны позволить классному руководителю обнаружить “фонд личности” и на этой основе составить реальный план воспитания.

В общении, как известно, устанавливается психологический контакт и происходит обмен информацией, а также происходят взаимопереживання, взаимовлияние, взаимодействие. В зависимости от того, как учитель воспринимает и понимает подростка (соответственно и подросток - учителя) вообще и в данный момент - в частности, и возникает определенное отображение друг друга. Оно может быть преимущественно интуитивным, конкретно - чувственным и абстрактно - логическим. Восприятие и понимания, ориентированные на внешность, складываются в зависимости от эмоционального впечатления, благосклонности или по ассоциации с внешними признаками знакомых людей или литературных героев. Следует заметить, что внешние проявления образа, который воспринимают, не всегда отвечают его внутреннему психологическому составу. Сложность восприятия и особенно оценки воспринятого учителем заключается еще и в том, что процесс общения протекает, как правило, на глазах у других учеников. Потому суждение учителя об ученике, его действия должны быть осторожными, потому что ошибка становится видимой для всех и на основе полученной информации формируется отношение и обращение как к учителю, так и к конкретному ученику. Даже очевидное проявление внешних признаков поведения учеников не должно трактоваться прямолинейно, без понимания психологического содержания, иначе возможны большие ошибки.

Восприятие и понимание друг друга зависят от многих причин: возраста, индивидуальных особенностей, опыта, интересов, характера, профессий, психического состояния в момент общения. Младшие подростки преувеличивают значения внешних признаков и однозначно связывают их с особенностями личности, которую воспринимают, тогда когда старшие подростки в состоянии более дифференцировано и адекватно воспринимать внутренний мир окружающих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.