Рефераты. Урок истории, как учебное занятие

Урок истории, как учебное занятие

2

Содержание

  • Содержание 2
  • Введение 3
  • Раздел 1. Урок истории, как учебное занятие 5
    • 1.1. Сущность понятия урок в современном ракурсе 5
    • 1.2. Структура и классификация современного урока истории 8
    • 1.3. Типы современного урока истории 12
  • Раздел 2. Современный урок истории в практике школы 16
    • 2.1. Урок истории в практике школы 16
    • 2.2. Технологии обучения истории 23
  • Заключение 26
  • Список литературы 29
  • Приложение 1 32
  • Приложение 2 33
Введение

Важное место в системе образования Украины занимает современный урок истории. Необходимо отметить, что данный урок является не совсем совершенным. Здесь существует множество проблем и казусов которые автор попытается решить и раскрыть в данной работе.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что современный урок истории является составляющим звеном в общешкольном образовании. Именно урок истории позволяет привить детям такие человеческие качества, как любовь к родине, патриотизм.

Целью данной работы является детальное исследование современного урока истории. Проследить основные проблемы и нерешенные задачи, касающиеся данной темы.

Для реализации данной цели автор ставит ряд задач:

1. Рассмотреть проблему, связанную с понятием "сущность урока".

2. Рассмотреть вопрос структуры урока и его классификации.

3. Проследить особенность основных типов урока истории.

4. Подвергнуть анализу основные типы уроков истории в сочетании с его структурой.

5. Рассмотреть существующие технологии обучения.

В настоящей работе автор старается рассмотреть общие положения об уроке истории в Украине. Однако поскольку сама методика в принципе не является дидактическим материалом, то бессмысленно не изучать опыт преподавания истории в странах соседях Украины в частности России. Автор настоящей работы старается раскрыть данный вопрос методической науки, как можно, более системно, однако, в силу ряда объективных причин, таких, как недостача источников информации, возможно, приводит к некоторым неточностям.

Методами данной работы являются сравнительный, критический и системный метод.

Источниковой базой послужили труды следующих авторов:
Степанищев А.Т. в его трудах, автор находит типологизацию современных уроков истории, сравнивает и применяет современные типы уроков на практике. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с. Не менее важным источником в ходе выполнения данной работы послужили труды Вяземского Е.Е., наиболее подробно, он излагает свои теоретические суждения в учебнике "методика преподавания истории в школе". В данной книге он анализирует и рассматривает основные типы уроков, основные технологии преподавания уроков, и др. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с. Не менее важными источниками, послужили работы следующих авторов: Дайри Н Г "Преподавание истории в средней школе", Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.: Нова, 1984.-234 с. Шевченко Н И Технологии обучения истории в старшей школе, Шарикова Н И "Методические рекомендации по исторической пропедевтике", О.Ю.Стрелова "Методика преподавания истории в школе", Дичьковская И.М. в своей работе "Инновационные педагогические технологии" Дичківська І. М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: АКАДЕМВИДАВ, 2004. - 352 с. (Альма-матер) раскрывает проблему, связанную с основными технологиями обучения истории в школе, анализирует их применение в практике школы. Не менее важным источником, в ходе проделанной работы, послужили труды П.В.Гора, в работе "Повышение эффективности обучения истории в средней школе" Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.- (Б-ка учителя ист, основ Сов гос-ва и права, обществоведения)., в котором детально раскрываются основные технологии обучения истории в средней школе. Дается полная их характеристика.

Данная работа состоит из 33 печатных страниц.

Раздел 1. Урок истории, как учебное занятие

1.1. Сущность понятия урок в современном ракурсе

В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к уроку истории.

На основе реформы 1786 г. и в соответствии с уставом народных училищ в российских школах была введена классно-урочная система преподавания учебных дисциплин.

В каждом классе сидело по сто учеников. Только на первых скамьях что-то слушали и записывали, над всем же остальным пространством обширной классной комнаты стоял во время урока густой гул голосов: гимназисты списывали друг у друга, спорили между собой, менялись, сквернословили; в дальнем углу с печкой, где прижились "камчаточники" Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. - C.21., играли в карты. Учителя построже перекрикивали этот шум, пускали в ход линейку... Любимой гимназической шуткой было: опоздать всем разом на урок и потом, на глазах разгневанного, и изумленного учителя, входить по одному, гусем, после звонка в класс.

За более чем двухсотлетнюю практику использования классно-урочной системы в России, разработанной Я.А.Коменским в XVII в. и распространившейся по всему миру, она претерпевала и взлеты, и невзгоды. Русский педагог П.Ф.Каптерев, например, предлагал заменить ее предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. После Октябрьской революции вместо уроков проводились лабораторные "студийные" занятия. Тем не менее, урок благополучно дожил до XXI в.

Словари и энциклопедии содержат различные определения термина "урок". Только в современном Словаре русского языка встречается пять трактовок. Это:

· "работа, заданная на определенный срок";

· "учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию";

· "учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время";

· "то, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее";

· "вывод, знания, полезные на будущее";

· "поучение, наставление".

Советский энциклопедический словарь трактует термин "урок" так: "Основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)". Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2002. - ч1 - С.87.

Определяется урок и как "динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала; виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.".

Таким образом, урок о котором идет речь это "учебное занятие", Основная форма организации при классно-урочной системе обучения. Возможно пришло время применительно к школе термин "урок" заменить на однозначное и полное название - учебное занятие. Тогда лиц изучающих историю не будут смущать такие смысловые противоречия как: звонок на урок, или уроки Великой Отечественной войны.

Урочное время - время установленное администрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией для выполнения определенной работы.

Замена "уроков" "учебными занятиями" сняло бы многие из перечисленных выше вопросов. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания. - М.: ПРОСВIТА, 1984 г. - С.65.

1.2. Структура и классификация современного урока истории

Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе:

1. Организационный момент складывается из внешней (подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих) и внутренней подготовки учащихся к уроку. Вторая задача особенно не терпит формализма и шаблонов в "открытии урока". Желательно каждый раз находить оригинальные слова и приемы, чтобы настроить учащихся на изучение определенной темы, на участие в запланированной работе или подчеркнуть особую значимость данного занятия.

2. Подготовка школьников к восприятию новой темы - это микроэлемент урока, в который плавно перетекает внутренний организационный момент. На нем в виде краткой вводной беседы или постановкой проблемного задания актуализируются ранее полученные знания и сформированные умения, обозначается место урока в теме и курсе, его связь с предшествующими уроками, сообщаются учебные задачи. Если перед этим этапом проводилась проверка знаний и умений, то содержанием подготовки школьников к восприятию новой темы будет резюме учителя по рассмотренным вопросам и их связь с новым учебным материалом.

3. Изучение нового материала - первый из перечисленных компонент урока, который имеет самостоятельное и самодостаточное значение. Степанищев А. П. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С.162. К овладению новыми знаниями и умениями, к реализации заложенного в них воспитательного и развивающего потенциала направлена работа учителя на занятиях, где этот компонент является главным или одним из основных: на уроках изучения нового материала и комбинированных уроках.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения. В задачу этого этапа входит восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий и теоретических выводов урока и отработка новых познавательных приемов. Обычно эта задача решается с помощью фронтальной повторительно-обобщающей беседы по основным моментам учебной темы, тренировочных упражнений, картографических и хронологических задач, а также некоторых видов тестов. Четвертый этап урока не всегда явно и открыто присутствует в структуре занятия, растворяясь в предыдущем и последующем. Необходимость в нем ощущается в начальных курсах истории и в классах с низким уровнем обучаемости школьников.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях. Содержанием этого компонента урока является решение познавательных задач, в том числе проблемных и творчески-образных, где школьники получают возможность применить новые знания и умения в иной учебной ситуации, определиться в собственном отношении к изучаемым фактам, подвергнуть обоснованной критике существующие оценки и сформулировать собственные выводы. Поводом к классной дискуссии могут стать тесты со свободными ответами и групповые отчеты о выполненных заданиях.

6. Организация домашнего задания тоже занимает определенную, но жестко не установленную часть урока. В течение нескольких минут в подходящий момент занятия школьникам подробно объясняются цели домашнего задания, рекомендуются источники и приемы работы с ними, оговариваются условия и формы проверки. Эффективное домашнее задание должно состоять из двух частей: обязательной, т. е. предназначенной всем ученикам (параграф, работа с картой, хронологией и понятиями), и вариативной, т. е. логических, проблемных и творческих заданий, среди которых школьники выбирают то (те), которое отвечает их познавательным способностям и интересам. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. - гл.2 - С.101.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.