Важнейшим условием эффективности образовательных технологий (пед. процесса) является применение личностно-ориентированных технологий, представляющие собой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения.
Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. - С.58.
Проектная технология
В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности.
Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, пока не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах.
Тем не менее, в старшей школе объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю, подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Хотя, как и другие, имеет ряд недостатков. Между тем, перечисление достоинств и недостатков оставим за рамками данной работы. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.
В данной главе автор попытался показать, как он использовал распространенные в современной педагогической науке методы и принципы проведения современного урока истории на практике. Были рассмотрены такие типы уроков как урок новых знаний, комбинированный урок, контрольный урок, данные типы уроков были использованы автором на практике.
Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полное и окончательное исследование в области, данной темы.
В V - VI классах
В VI-VII классах
В VIII-X классах
1
2
3
1. Урок, содержащий все звенья процесса обучения.
2. Урок изложения в форме рассказа.
3. Урок повторения
2. Урок сообщения нового материала (рассказ, кино, экскурсия).
3. Вводный урок.
4. Заключительный урок.
5. Урок разбора.
6. Урок выработки умений и навыков.
7. Повторительно-обобщающий урок
1. Урок, вводный к теме.
2. Урок сообщения нового материала.
3. Урок разбора.
4. Урок, заключительный по теме.
5. Урок повторительный.
6. Урок обобщающий.
7. Урок опроса.
8. Урок выработки умений и навыков.
9. Урок применения знаний.
10. Урок, содержащий все звенья процесса обучения
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ И ИХ СТРУКТУРА
Типы уроков
Их структура
1. Урок изучения нового материала 2. Повторительно-обобщающий урок 3. Контрольный урок 4. Комбинированный урок
1-2-3-4-5-6 1-4-5-6 1-7-5-6 1-7-2-3-4-5-6
Источник: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. - С.218.
Адекватные приемы и средства изучения различного по характеру исторического материала (12 групп)
j
i
Приемы и средства форми-рования образных представле-ний о главных исторических фактах -- единичных событи-ях и типичных повторяющих-ся явлениях
Приемы и средства изуче-П1я неглавныхисторических Ьактов -- единичных собы-гсш и типичных повторяю-цихся явлений и другого [тактического материала
А
Б
Приемы и средства эмпирического изучения фактического содержания исторического материала
Приемы и средства тео-ретического изучения ис-торического материала
Метод нагляд-ного обучения основам наук
Метод устного обучения осно-вам наук
Метод печат-но-словесного обучения осно-вам наук
Метод практи-ческого обучения основам наук
Источник: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания исто-рии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. - С.162.
Страницы: 1, 2, 3, 4