Введение
Дошкольное детство -- очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков общения играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Исследования умственного развития детей и дошкольного возраста, проводившиеся А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгером, позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, в основном игровых, связанных с общением.
Обычно выделяют младший (3 -- 4 года), средний (4 -- 5 лет) и старший (5 -- 7 лет) Д. в. Дошкольное детство -- один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20--25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Актуальность проблемы исследования заключена в вопросе: какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - Дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - Групповые психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить, какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинут ряд гипотетических предположений:
1. Игра, как ведущий вид деятельности способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста;
2. Навыки общения формируются при следующих условиях:
-- развитии уровня самосознания у детей дошкольного возраста;
-- желании детей участвовать в игре;
-- условии передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
-- выполнении детьми определенных норм поведения в сюжетно-ролевой игре;
-- регулировании общения у детей дошкольного возраста в игре взрослым;
-- применении эффективных психолого-педагогических методов организации руководства групповыми играми.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о проблеме развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.
2. Выявить возрастные особенности развития уровня самосознания и навыков общения у детей 5-6 и 6-7 лет.
3. Определить условия развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.
4. Разработать и апробировать рекомендации по организации руководства групповыми играми.
5. Определить эффективные психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков общения в группе сверстников у детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились три направления:
1. Анализ процессов общения, изучение диалогического характера ряда когнитивных процессов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия и др.).
2. Вопросы организации полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования его готовности к школьному обучению (Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконин и др.).
3. Проблемы помощи в организации сюжетно-ролевых игр дошкольников (Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.).
Главными теоретическими концепциями исследования явились:
- теория когнитивного развития Ж. Пиаже;
- организационная теория X. Вернера;
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
При исследовании детей дошкольного возраста учитывалось то, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому данная работа ориентирована на следующие принципы:
- принцип развития психики, сознания в деятельности, он являлся основным, наряду с принципом единства сознания и деятельности;
- принцип индивидуального и личностного подхода означающий, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо;
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
- принцип детерминизма означающий, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин.
Достижение целей и решение задач, поставленных в исследовании, проверка гипотетических посылок потребовали на каждом этапе работы использования комплекса взаимодополняющих методов научного исследования: обзорно-аналитический метод; метод психологического исследования; экспериментальный метод; математические методы обработки данных и результатов; наблюдение; метод анализа продуктов деятельности; беседа.
В качестве основных методик были использованы "шкалы" развития детей Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной и следующие методики: Методика "Три вопроса" Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера; Методика изучения самоосознания и оценки личностных качеств детей группы Т. А. Репиной; Методика изучения уровня самосознания И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской; Методика изучения игровых предпочтений Г. А. Урунтаевой; Методика изучения уровней развития сюжетно-ролевой игры Д. Б. Эльконина; Методика изучения особенностей руководства игрой Г. А. Урунтаевой.
Организация исследования предусматривала 4 этапа.
1. Подготовительный этап:
Определение целей и задач исследования.
Выбор объекта и предмета исследования.
Выдвижение основных гипотез исследования.
Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий этап:
Подбор методов и экспериментальных методик.
Разработка методических рекомендаций по организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Проведение диагностики в соответствии с экспериментальной программой.
3. Формирующий этап:
Организация опытно-экспериментальной работы.
Применение методических рекомендаций по организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
4. Заключительный этап:
Проведение повторной диагностики.
Обработка полученных результатов.
Оформление рукописи дипломной работы.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- определены некоторые проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста;
- показано различие в развитии навыков общения в разновозрастных группах;
- определена специфика и основные направления организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
- разработаны методические рекомендации по организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ расширяет и углубляет представления о групповых психолого-педагогических методах работы с дошкольниками и особенностях развития у детей навыков общения.
В результате анализа проблемы выделены и описаны содержательные компоненты групповых психолого-педагогических методов развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Выявлены и описаны факторы, способствующие развитию навыков общения, а также обозначены факторы, которые следует избегать при организации групповой работы по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны и апробированы рекомендации по организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Научно-теоретические и эмпирические результаты исследования могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с развитием навыков общения у детей дошкольного возраста.
Базой исследования является МДОУ № 4, г. Новоалександровска. В качестве контингента исследуемых выступали дети от 5 до 7 лет. Выборка составила 20 детей: 10 детей в возрасте 5-6 лет и 10 детей в возрасте 6-7 лет.
Структура и объем работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В текст дипломной работы включены 14 таблиц и 6 приложений. Список используемой литературы содержит 57 источников. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект и предмет, формулируются методологические основания, цель, гипотезы и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность дипломной работы.
Первая глава состоит из одного параграфа и посвящена анализу теоретических подходов и концепций в психологической науке, отражающих взгляды исследователей на проблему развития навыков общения и особенности групповых психолого-педагогических методов работы с детьми дошкольного возраста.
Во второй главе представлены четыре параграфа, содержащие описание организации, методов и методик эксперимента; анализ и интерпретацию полученных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента; описание методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению групповыми играми детей дошкольного возраста и дается оценка его эффективности.
В заключении приводятся обобщения и выводы, подтверждающие гипотезы, выносимые в дипломной работе, намечены перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.
В приложения включены применяемые в исследовании диагностические методики.
1. Теоретико-методологические основы исследования в области развития навыков общения у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические проблемы развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Когнитивные теории начинаются с работ Ж. Пиаже и включают в себя взгляды сторонников социальной когнитивной теории, считающих, что когнитивное развитие ребенка связано с его взаимодействием с более опытными взрослыми и сверстниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9