Рефераты. Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников

p align="left">7. Руководителю необходимо создать климат взаимного доверия и психологической безопасности в группе детей дошкольного возраста. Установить контакт с каждым ребенком, поощрять, одобрять, подбадривать. Быть доброжелательным и внимательным ко всем.

8. Как правило, руководитель должен иметь в своем арсенале специальный реквизит - оборудование для различных игр.

10. При руководстве игрой следует учитывать то, что: свободные проявления ребенка дошкольника в игре являются наиболее социально значимыми феноменами, затрагивающими самоосознание каждого ребенка. От уровня самоосознания зависит способность оценивать действия других детей, а затем собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка в этот период практически всегда совпадает с внешней оценкой. Доказано, что заниженная самооценка -- причина нарушений в развитии навыков общения у дошкольников, поэтому необходима постоянная поощряющая позиция руководителя детской группы.

10. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя мальчиком или девочкой, приобретает представления о соответствующих стилях поведения. К концу этого периода появляются специфические игры только для мальчиков и только для девочек, которые необходимо поощрять для развития дальнейшей половой идентификации.

Третий этап - соблюдение структурных компонентов: сюжета, содержания, ролей.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты и игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [57, 68-74].

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Поэтому помощь педагога необходима [8, 49-52].

В заключение, следует обозначить центральный элемент игры - роль, которую берет на себя ребенок. В роли всегда есть правило. Постепенно оно начинает выделяться ребенком как центральный элемент роли. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от слитности правила с ролью -- к полному осознанию правила и его выполнению, а затем к самостоятельному формулированию правила до начала игры.

Таким образом, игра -- это "школа морального поведения", поскольку в ней всегда есть норма морали -- правило, которому надо подчиниться, например "надо делиться с другими", подавив свои импульсивные желания. Нормы и правила, выполняемые в сюжетно-ролевых играх детьми дошкольного возраста, вместе с формирующейся к концу дошкольного детства способностью к самосознанию и самоуважению, развивают навыки общения.

2.4 Анализ формирующего этапа эксперимента

На заключительном этапе эксперимента после применения рекомендаций по организации руководства игрой по методике "Три вопроса" Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера не обнаружилось явных изменений в контрольной группе, но в экспериментальной произошло увеличение числа детей, ответы которых соответствуют 1 и 2 уровню данной методики. На этом этапе не оказалось детей не задавших ни одного вопроса. Полученные данные отображены в таблице № 9.

Таблица №9.

Ф.И. ребенка и возраст

1 уровень 2 уровень 3 уровень

Абоняев С 6 лет

+

Алешин К. 6 лет и 5 мес

+

Бондаренко С. 6 лет и 10 мес

+

Варламова Л 5 лет

+

Виолетова А. 6 лет и 7 мес

+

Гришко С. 7 лет

+

Друшинина О. 5лет 5 мес

+

Дороховко Р. 6 лет и 8мес

+

Жуков Н. 6 лет и 5 мес

+

Симонян А. 6 лет и 5 мес

+

Сильченко А. 7 лет

+

Струров О 6 лет и 1 мес

+

Петровская Н. 6 лет и 5 мес

+

Рожков Н. 5лет и 6 мес

+

Шилова Н. 6 лет

+

Широконян О. 5 лет и 5 мес

+

Яновских Д. 6 лет

+

Яркова Ю. 6 лет

+

Яруш Э. 6 лет

+

Яикина Ж. 5 лет и 6 мес

+

В результате проведенных бесед у детей 5-6 лет появился опыт общения с посторонним взрослым. После неоднократных бесед и наблюдения экспериментатора за сюжетно-ролевой игрой в экспериментальной группе у детей появился интерес и желание участвовать в сюжетно-ролевых играх со взрослым. По методике сравнительных, нравственных качеств у себя и сверстников выяснилось, что 18 детей можно отнести к группе с благоприятным положением, 2-х детей к группе "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок. Детей с неблагоприятным положением не оказалось, как и на констатирующем этапе. Эти результаты говорят о том, что у детей сохранился доброжелательный настрой к сверстникам, Число группы с благоприятным положением увеличилось на 2 ребенка. Уровень самооценки увеличился на 10%.

На данном этапе по методики изучения уровня самосознания И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской и изучения игровых предпочтений, А. Г. Урунтаевой, показали, выявлено то, что дети 5-6 лет чаше отвечают достаточно конкретно и реже прибегают к ситуативным ответам. Большая часть детей 5-6 лет предпочитает совместную деятельность со взрослым. Это свидетельствует о том, что у них начали формироваться навыки общения в сюжетно-ролевой игре со взрослым (таблица № 10).

Из представленных таблиц (№ 10 и № 11) видно, что уровень осознания желаний и предпочтений у детей 5-6 лет и 6-7 лет стал одинаковым.

По результатам исследования осознания прошлых и будущих действий видно, что у детей до 6 лет начала формироваться способность к развернутому рассказу о своих прошлых и будущих действиях.

Таблица №10 Результаты осознания прошлых и будущих действий старшими дошкольниками

Типы ответов

Возраст детей

5-6 лет

6-7 лет

1. Отсутствие ответа.

2. Стереотипное повторение одного ответа.

3 Перечисление режимных моментов.

4 Сообщение о своих действиях.

5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих действиях.

Все дети называют предпочтительные роли в сюжетно-ролевой игре. Объясняют предпочтения к партнеру по игре. Объясняют свои предпочтения взрослого партнера по сюжетно-ролевой игре тем, что он помогает играть.

Большая часть отдает предпочтение общению о любимых занятиях и сюжетно-ролевых играх. Охотно перечисляют игры и пересказывают роли в них. Объясняют свои предпочтения, обосновывают их. Могут объяснить свои предпочтения партнеров по сюжетно-ролевой игре. Могут объяснить, почему отдано предпочтение тому или иному сверстнику.

Таблица № 11 Осознание желаний и предпочтений старшими дошкольниками

Сравним в количественном выражении изменение количества ответов до и после формирующего эксперимента (таблица №.12).

Только 2-е из группы 5-6 лет продолжают перечисление режимных моментов. У большей части детей (90%) сформирована способность к развернутому рассказу о своих прошлых и будущих действиях.

По изучению уровней развития игры выявлены следующие результаты (таблица №13):

- восемь детей с ясно очерченными и выделенными ролями до начала игры, у них развита ролевая речь, действия очень разнообразны, но иногда прорываются внеигровые взаимоотношения;

Таблица № 12 Результаты осознания прошлых и будущих действий старшими дошкольниками

- у 12-ти детей после 6-ти лет ясно выделены и очерчены роли, с взаимосвязанными ролевыми функциями. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.

Методика показывает значительное изменение уровня развития игровых действий после применения методических рекомендаций педагогом-психологом, а именно то, что все дети 1-го и 2-го уровней первого этапа эксперимента перешли в группы детей 3-го и 4-го уровней на завершающем этапе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.