Р. Бернс и С. Кауфман выделяют 5 симптомокомплексов: благоприятная семейная ситуация; тревожность; конфликтность в семье; чувство неполноценности в семейной ситуации; враждебность в семейной ситуации (Приложение Е.).
К высокому уровню родительских отношений мы отнесли рисунки, где ребенку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка сам ребенок в окружении родителей, изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребенка улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. К среднему уровню родительских отношений отнесли те рисунки, где отсутствует кто-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). К низкому уровню родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребенка (ремень), запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке темных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям через прорисовку таких деталей, как разведенные руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков детей показал, что из 15 семей к высокому уровню семейных отношений можно отнести только 2 (13 %) семьи (07, 09.). Подробное описание КРС рассмотрим на примере семьи 07. На основании рисунка семьи 07 видно, что ученица в семье занимает значимое место, отношения в семье тоже значимы, Ребенок изображает себя, сестру и родителей веселыми и счастливыми, все линии четко прорисованы, использовано множество ярких цветов. На рисунке четко прослеживается общая деятельность семьи (проведение субботника в своем дворе). Все это свидетельствует о благополучии в семейных отношениях. Девочке комфортно и уютно в этой семье. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 9 (60%) семей (01, 02, 03, 05, 06, 08, 11, 13, 14). К среднему уровню семейных отношений мы отнесли рисунки, где отсутствует кто-либо из членов семи, прослеживается наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела. В качестве примера рассмотрим рисунок семьи 02. Ребенок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются кроме автора рисунка (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Все это говорит о том, что ребенку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню семейных отношений мы отнесли 4 (27%) семьи (04, 10, 12, 15) Как правило, такие рисунки детей говорят о чувстве отверженности, неполноценности, тревожности, также проявляется агрессия. Используется темные цвета, присутствует штриховка. Рассмотрим в качестве примера рисунок семьи 12. На рисунке автор изобразил свою семью достаточно далеко друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого папа занимает достаточно агрессивную позицию, руки раскинуты в стороны, пальцы длинные подчеркнутые. Изображены угрожающие предметы. Анализируя этот рисунок можно понять, что ребенок не удовлетворен своим положением в семье и отношением к нему родителей. После того, как дети нарисовали семью, им было предложено ответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить индивидуальны причины, вызывающие у детей проблемы в семейных отношениях: это физическое наказание, неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей), общение с детьми на повышенных тонах, супружеские конфликты. Результаты теста "рисунок семьи" представлены в виде диаграммы:
Рисунок 1 - Уровень семейных отношений
Полученные результаты КРС на основании интерпретации симптомокомплексов подробно представлены в приложении Ж.
Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.
II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 26,7 % (семьи 02, 06, 08, 10).
III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 40% от общего количества (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14).
Полученные данные можно наглядно представить в виде диаграммы:
Рисунок 2 - Основные симптомокомплексы рисунка семьи
Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по I симптомокомплексу - благоприятная семейная ситуация - 7,4 баллов, затем идет II симптомокомплекс - тревожность 5,6 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,3 балла; V - враждебность - 1,2 балла. Данные наглядно представлены в виде диаграммы:
Рисунок 3 - Симптомокомплексы по КРС
Таким образом, на основании формальных и содержательных особенностей КРС можно сделать выводы, что наряду с благоприятной семейной ситуацией, у детей проявляется тревожность, тесно связанная с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, с семейным воспитанием.
Код семьи
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
Тр.
1
0
Но.
Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
7 % семей (06) - абсолютно неблагополучные,
13 % семей (02, 08) - неблагополучные,
27 % семей (05, 07,14,11) - скорее неблагополучные,
27 % семей (01, 04, 10, 12) - переходные,
13 % семей (13, 09)- скорее благополучные,
13 % семей (15, 03) - благополучные,
0 % семей - абсолютно благополучные.
Наглядно результаты тестирования представлены в виде диаграммы:
Рисунок 5 - удовлетворённость браком
Полученные данные при проведении диалогического опросника межличностных отношений супругов (ДОМОС) были использованы при разработке социально-педагогической помощи.
На основании проведенного опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера нами были выявлены следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+; 47 % семей (02, 06, 08, 10, 11, 13, 15): 2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-; 53 % семей (01, 03, 04, 05, 07, 09, 12, 14)
2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+; 60% семей (03, 05, 07, 09,11, 12, 13, 15); 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению "потребностей" ребенка) - шкала У- 40 % семей (01, 02, 04, 06, 08, 10, 14).
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:1) чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ составляет 33 % семей (03, 07,09, 13, 15); 2) недостаточность требований-обязанностей шкала Т- составляет 67% семей (01, 02, 04, 05, 06, 08, 10,11,12,14); 3) чрезмерность требований-запретов З+ составляет 47 % семей (01, 03, 07, 09, 11,13, 15); 4) недостаточность требований-запретов шкала З- составляет 53 % семей (02, 04, 05, 06, 08, 10 ,12,14); 5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+ составляет 60 % семей (01,02, 03, 05, 07, 09, 12, 13, 15); 6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С- составляет 40 % семей (04, 06, 08, 10, 11, 14).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13