3. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь, искусственность распознания даже сил школьниками и педагог теряет авторитет.
4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с каким-то делом, практической деятельностью) движение может быть взаимообратным убеждение (сознание) опыт, действие.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные возможности - на одних - просты и на других - требования - приказ
Упражнение и приучение
Упражнение - планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.)
Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или: приучение - это упражнение с целью воспитания хороших привычек.
Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока не установится наклонность к действию.
Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения (приемы) и навыки.
Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности воспитательной работы.
Макаренко. Задайте цель: воспитать мужественного человека! Одними душещипательными беседами ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина. Вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг - это объект для глазения, развлекательный момент.
Типы упражнений:
1. Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со сверстниками, со старшими). Главное в этом, чтобы ребенок видел пользу от содеянного.
2. Режимные упражнения - режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение - урон здоровья, знания (сорвал занятие), необязательность, расхлябанность.
3. Специальные упражнения - упражнения тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя).
Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины - ответственный за порядок, неопрятному - быть санитаром, эгоистичного - навестить и помочь больному товарищу).
Обучение (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)
Методы стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование - не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой. Дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение - чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах. Но главное - острое желание вести себя таким же образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.
особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные)
оно должно быть не слишком частым
не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных
важнейшие условие эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественного мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Наказание, педагогические требования к нему:
1. Нельзя наказывать за неумышленные поступки.
2. Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного.
3. Сочетать наказание с убеждением, и др. методы.
4. Строго соблюдать педагогический такт.
5. Опора на понимание и поддержку общественного мнения.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и функции контроля, критерии оценки
Контроль, его виды и функции. Критерий оценки
История вопроса контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии, об оценке.
Коменский - возвышенно пользоваться правом на оценку.
Ушинский - контроль - подавляет умственную деятельность школьников. Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.
В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших - в черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.
Принципы контроля
1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).
2. Систематичность - на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.
3. Принцип наглядности (гласности) - оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.
Виды контроля.
Примерные нормы оценки знаний:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний - текст учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.
Оценка “пять” - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
- “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
- “три” - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
- “два” - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
- “единица” - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Дополнение: комплексная проверка - проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.
Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.
Главная ее функция - диагностирование качества реализации меж предметных связей.
Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:
1. Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.
2. Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие баллы.
3. Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами калиграфисты.
4. Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
5. Недостаточная разработка критериев оценивания до революции существовала шести бальная система - от 0 до 5.
В 1918г. - “0” упразднили.
Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.
С 50-х годов - меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются “+”, “-” для каждой оценки - 5, 4, 3, 2 - получается десяти бальная система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 - спасайте - учащийся немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное учебное заведение; “высший балл” 12 - Ура! - свидетельствует о появлении способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной программе в или в другом учебном заведении.
Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной системы. Можно выделить пять способов.
1. Выставление оценок - “+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в журнал нельзя.
2. Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания педагогов - дополнительное время при дифлите его на уроке.
3. Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная - разрушает мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.
4. В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).
5. Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой - в конце недели получает словесную оценку “лучше”, “хуже”.
Критерии оценок по программе.
Функции контроля:
обучающая
развивающая
воспитывающая
побуждающая
контрольно-коррекционная.
Вопрос № 14. Семейное воспитание. Проблемы взаимоотношений поколений. Авторитет родителей в семье
Это сложная и парадоксальная проблема. Сложность - в скрытом, интимном характере. Парадокс - родители ее не замечают, ибо не имеют необходимой псих-педагогической информации. Отношение родителей к детям сказываются годами, проходят определенные стадии. Родители не видят процесса развития отношений, - а внезапный, необыкновенный случай. И обращаются к специалисту по поводу “вчера” тревожной ситуации.
Пример, мама пишет письмо. Прекрасная дочь... и вдруг агрессия, жаргон, оскорбление. Ведь у нее ничего не произошло!? И вскользь: из семьи ушел отец! - вот оно главное. Как к нему относилась девочка? Что предшествовало уходу? Нет ли в этом вины матери?
Конфликт в отношении родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязи родителей и детей, потребности друг в друге.
В здоровых семьях - душевное единение. (родовые связи, чувства матери и отца, привязанность детей к родителям).
Конфликтно возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в котором родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и решаются решить возникшую проблему односторонне,
Рациональные условия отношений в семье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15